Образование, цифровизация, коронавирус: с чем столкнулось российское общество?

Заместитель председателя пермского отделения «Родительского Всероссийского Сопротивления» (РВС) Сергей Вилисов, отмечает, что российское общество столкнулось с беспрецедентной насильственной цифровизацией образования, очное образование становится фактически заочным.

По его мнению, применение электронных технологий в обучении в качестве вспомогательного средства вполне возможно, но несет с собой определенные риски. Например, создание единой базы доступного для всех образовательного контента могло бы быть полезным методическим решением. Вопрос заключается в том как и в каком объеме это допустимо использовать, вместе с тем существует опасность, что цифровые технологии вместо вспомогательного средства могут стать основной формой получения образования.

Вилисов приводит данные по переводу российских школ на дистанционное обучение из-за коронавируса, гриппа и ОРВИ, отмечая, что это явление носит массовый характер и не может не настораживать. Не лучшим образом обстоит ситуация и в организациях профессионального образования. При этом опасность коронавируса никем не отрицается, однако, по мнению Вилисова, надо обстоятельно разбираться в каждом конкретном случае, а не просто отправлять все подряд классы и школы на карантин. Практика показала, что вирус никуда не исчезнет, если запереть всех дома.

Представитель РВС, рассуждая о проблеме цифровизации образования, отмечает, что коронавирус стал лишь хорошим предлогом для навязывания тотального дистанта. Возможность применения дистанционных технологий при реализации образовательных программ была прописана в законе «Об образовании в РФ», принятом еще 8 лет назад, помимо этого существует множество иных нормативных актов и проектов, посвященных удаленному обучению. В частности, в июне 2020 года российскому обществу был представлен проект «Цифровая образовательная среда», который хотели принять на уровне председателя правительства РФ. О коронавирусе, как и вообще о санитарной безопасности, в этом проекте не говорится ни слова, цифровая образовательная среда в нем преподносится лишь как единственная возможность повысить уровень образования.

Однако, по мнению Вилисова, дистанционное обучение может оказать лишь негативное влияние на качество образования, которое последние 30 лет пребывает в упадке. Внедрение дистанта не может не сказаться и на физиологии граждан, так как порождает проблемы со здоровьем как у учащихся, так и у учителей. Отдельной проблемой стоит социализация обучающихся, их психическое развитие.
Вилисов указывает на возможные негативные политические последствия в области стабильности государственного управления, поскольку насильственная цифровизация образования проводится на фоне ее тотального неприятия обществом. В докладе также отмечаются угрозы возникновения цифрового тоталитаризма и сегрегации общества, причем в обсуждаемом вопросе уже со школьной скамьи, поскольку «Цифровая образовательная среда» предполагает создание «цифровых биографий» школьников.

Доклад был представлен 11 октября 2020 г. на межрегиональной общественной конференции «Цифровая война с образованием».

Читайте также:

«Цифровая война с образованием». Межрегиональная общественная конференция

 

 
Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

*