Эксперт назвал цифровую образовательную среду элементом «общества контроля»


Контроль

Мир приближается к переходу к «обществу контроля», а цифровая образовательная среда предстает как его элемент. Об этом 11 октября заявил кандидат филологических наук, преподаватель Пермского государственного национально-исследовательского университета (ПГНИУ) Илья Роготнев на межрегиональной общественной конференции «Цифровая война с образованием».

«Я предлагаю в качестве предмета для рефлексии, анализа, продумывания рассмотреть идеи французских философов Мишеля Фуко и Жиля Делёза об эволюции систем власти», — сказал Роготнев.
Он обратил внимание, что, согласно Фуко, средневековая власть в виде господства с ее монархами, рыцарями и «безмолвствующим большинством» уступает в Новое время системе дисциплинарной власти, аппаратами которой стали регулярная армия, школа (с ее партами, учебным расписанием, розгой), тюрьма, психиатрическая клиника. Дисциплинарная власть производила классического буржуазного индивида.

После смерти Фуко его идеи развивал Делёз, который достроил линию эволюции систем власти: «господство» (Средние века) — «дисциплина» (Новое время) — «контроль» (современность).

Согласно Делёзу, после окончания Второй мировой войны интенсифицировалось формирование, развитие «общества контроля». В этой новой системе фабрики и заводы уступают место корпорациям (с их корпоративной этикой), тюрьма заменяется на электронный ошейник, а школа трансформируется в непрерывное образование, неограниченное в пространстве и времени.

Механизм контроля в новой системе является цифровым. В нем используется не подпись или номер, а шифр: «Цифровой язык обществ контроля основан на шифре, который допускает вас к информации или отказывает в доступе».

«Итак, речь идёт об установлении, начиная с середины XX века, нового режима власти, что шире и фундаментальнее политического режима», — подытожил Роготнев.

Формат этого режима, по его словам, определяется следующими чертами: непрерывность контроля; неизолированность локации дисциплинарных практик; модерация вместо принуждения; стирание границы «приватное — публичное», в результате чего человек становится постоянно публичным (это один из признаков тоталитаризма, согласно Ханне Арендт); задействование цифровых технологий, сеть которых покрывает всю сеть социальных взаимодействий.

В заключение Роготнев отметил, что в свете концепции «общества контроля» цифровая образовательная среда предстает как необходимый и ключевой элемент, позволяющий достичь целого ряда результатов.

Это непрерывный контроль над педагогом, контроль интенсивности обучения, тайм-контроль, экспансия педагогической коммуникации в пространство человеческого жилища, а также разрастающееся цифровое портфолио как шаг к автоматическим резюме, выдаваемым по запросам.

«Таким образом, движение в заданном тренде приближает нас к режиму цифрового тоталитаризма, очень мягкого по ощущениям (этакий приятный сёрфинг), который порождает возбужденную цифровыми технологиями бюрократию», — заключил Роготнев.

Источник ИА Красная Весна

 

Читайте также:

«Цифровая война с образованием». Межрегиональная общественная конференция

 

 
Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

*