Краевед рассказал историю утраты трудовой доблести Перми


Федор Разин. Сталь идет (фрагмент). 1961 год.

Указом президента России Владимира Путина 2 июля Перми присвоено звание «Город трудовой доблести». И город действительно заслужил это звание.

До сих пор живы люди, которые во время войны были подростками, детьми, они работали на заводах, выпускавших оборонную продукцию. И они многое могут рассказать о том великом, но очень трудном времени. В архивах сохранилось немало материалов об этом времени.

Во время войны пермские рабочие Мотовилихинского завода создавали оружие, бившее считавшиеся непобедимыми немецкие танки «Тигры» и «Пантеры»: 45-мм противотанковые пушки «Аннушка», тяжелые дальнобойные пушки А-19, а также сопла для «Катюш», снаряды, мины, прокат, поковки и другие изделия.

Война закончилась, прошло время, и теперь оборонные предприятия города частью распроданы и обанкрочены, а частью — влачат жалкое существование, не идущее ни в какое сравнение с мощными промышленными очагами, приближавшими когда-то Победу в Великой Отечественной войне.

О наиболее выдающихся достижениях коллективов предприятий военного времени, которые были награждены орденами, а также о современном состоянии этих предприятий рассказала корреспонденту ИА Красная Весна преподаватель, краевед, экскурсовод Светлана Безматерных.

С 1940 по 1957 год город Пермь носил название Молотов. Во время Великой Отечественной войны трудящиеся промышленных предприятий Молотова обеспечили бесперебойное производство важной военной продукции.

Ведущие предприятия города и области были награждены государственными наградами — одиннадцатью орденами, им вручались переходящие Красные Знамена Государственного комитета обороны.

Одним из старейших заводов Урала считается Мотовилихинский. Еще в 1860-е годы на берегу Камы были выстроены корпуса сталепушечного и чугунопушечного заводов. В 1871 году они получили название «Пермские пушечные заводы». А их предшественником был Мотовилихинский медеплавильный завод, введенный в строй в 1738 году.

Более двухсот лет жители Перми и Мотовилихи трудились на этом государственном предприятии. На заводе сложились трудовые династии, имеющие общий стаж в несколько столетий.

Особенно значителен вклад мотовилихинцев в победу над гитлеровской Германией. В то время завод имел номер 172. На этом предприятии выпустили в военные годы целый ряд пушек нового образца: 45-мм противотанковая пушка («Аннушка») — одна из самых распространенных в годы войны. Ни одна артподготовка не обходилась без применения мотовилихинских тяжелых дальнобойных пушек А-19. Эти пушки были грозным оружием.

Немецкие танки «Тигры» и «Пантеры» считались непобедимыми, но наши мощные САУ-152 с мотовилихинскими пушками уничтожали немецких «зверей». Позднее САУ-152 получила неформальное название «Зверобой».


Колонна советский тяжелых САУ СУ-152 на марше, Карельский перешеек. Июль 1944 года. (фотоархив РККА)

Несмотря на тяжелейшие бытовые условия, голод и холод, мотовилихинцы плавили металл, выпускали отличные артиллерийские системы. Кроме того, завод выпускал сопла для «Катюш», снаряды, мины, прокат, поковки, снабжая ими свыше двухсот заводов Урала и Сибири. К концу войны 557 работников завода отмечены государственными наградами. А предприятие № 172 было награждено тремя орденами. Только за выдающиеся заслуги предприятие могли отметить трижды за такой короткий период — четыре года.

Маршал Советского Союза Г. К. Жуков в 1945 году прислал на завод телеграмму. В ней говорилось: «Ваши грозные пушки и самоходная артиллерия сыграли решающую роль в разгроме гитлеровской Германии и победоносном завершении войны».

В послевоенные годы на заводе выпускалось оборудование для нефтедобывающей промышленности, экскаваторы, гидротурбины и другая продукция, сохранялся и оборонный профиль.

На международной выставке в городе Осака (Япония) в 1958 году США и ФРГ закупили лицензии на производство мотовилихинских турбобуров.

В последующие годы завод еще дважды был награжден государственными наградами. Мотовилихинцы всегда шли в ногу с техническим прогрессом, выпускали продукцию высокого уровня, поэтому заказчиков у завода всегда было достаточно — нефтяники, геологи, гидроэнергетики.

В 1980-е годы темпы роста объемов производства составляли ежегодно 4,7–5,3%, при росте производительности труда 5,1–5,7%. Многотысячный коллектив работников завода уверенно смотрел в будущее.

Что же произошло с крупнейшим государственным предприятием Западного Урала?

В 1993 году Фонд имущества Пермской области проводит чековый аукцион о продаже акций АО «Мотовилихинские заводы». А годом раньше, в 1992 году, распоряжением правительства РФ завод был преобразован в АО «Мотовилихинские заводы». В то время на заводе работало более 20 тысяч человек.

В настоящее время количество персонала составляет 6 тысяч человек. На предприятии несколько раз проводились сокращения. Значительно уменьшились объемы выпускаемой продукции. У предприятия существует большая кредиторская задолженность. Прославленное предприятие «падает» на глазах.

В 2013 году на бывшего акционера завода М. Загидуллова было заведено уголовное дело по факту мошенничества, нанесшего мотовилихинским заводам ущерб на сумму 1,2 млрд рублей. В начале августа 2017 года предприятие вошло в процедуру банкротства. Суд Пермского края ввел в отношении завода процедуру наблюдения.

Вот так выглядит сегодня состояние пятиорденоносного завода, некогда составлявшего гордость нашей страны.

Поговорим еще о предприятиях, выпускавших оборонную продукцию и заслуживших государственные награды в годы Великой Отечественной войны. Именно благодаря труду коллективов этих предприятий в военные годы уже в наши дни Перми было присвоено звание «Город трудовой доблести».

Положение завода им. Дзержинского аналогично Мотовилихинскому. Некогда это предприятие было одним из крупнейших машиностроительных предприятий Прикамья. Завод выпускал и ремонтировал речные суда. В годы войны завод работал на оборону. Взрыватели, которые выпускались здесь, стояли на каждом третьем снаряде, поступающем на фронт. В 1942 году за образцовое выполнение заданий правительства завод был награжден орденом Ленина.

После войны на заводе прошло несколько реконструкций. Предприятие начинает выпускать мотопилы, мотолебедки, насосы для подачи воды, промышленные сепараторы, медицинское оборудование. Эта продукция пользовалась большим спросом.

Но с начала 1990-х годов положение коренным образом меняется не в лучшую сторону: уменьшаются объемы выпускаемой продукции, неоднократно проводится сокращение персонала.

В 2006 году на заводе началась процедура банкротства. Арбитражный суд Пермской области ввел внешнее управление предприятием. Как было установлено, многие активы завода были расхищены. Были возбуждены уголовные дела против некоторых топ-менеджеров. Они получили реальные сроки. С 2006 года на предприятии сменился не один внешний управляющий. Имущество завода распродавалось за минимальные суммы, в результате чего предприятию был нанесен ущерб более 1 млрд рублей. Нередки были случаи задержки зарплаты. Могут ли работники этого предприятия смотреть в будущее с надеждой? Каким оно будет?

До недавнего времени всем пермякам и жителям других регионов была известна продукция Пермского велосипедного завода, позднее — ОАО «Велта». А прародителем велосипедного завода был завод № 260. Этот завод в 1941 году был эвакуирован в наш город из Владимира.

В марте 1942 года завод выпустил первую продукцию для фронта — взрыватели для минометных снарядов, для снарядов к зенитным пушкам, авиационным снарядам. Этот завод являлся единственным в стране производителем взрывателей к бронебойным снарядам наземной артиллерии всех калибров.

За образцовое выполнение заданий Государственного комитета обороны по организации массового производства боеприпасов коллектив завода в 1945 году был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

В послевоенные годы предприятие выпускало велосипеды «Урал», «Кама», «Велта». Их охотно покупали жители различных регионов нашей страны. Объем выпускаемой продукции доходил до 400 тысяч велосипедов в год. Выпускались здесь узлы и детали к автомобилю «Москвич», собиравшемуся в Ижевске. Позднее завод выпускал автомобили «Велта-Автокам». Это было неплохое предприятие, оно давало работу и стабильность.

Но 1990-е годы стали началом конца этого завода. В 1993 году завод приватизировали, в 1994 году один из владельцев завода стал его директором. Именно в период его управления начались невыплаты зарплаты, рост задолженностей. Позднее этого человека обвинили в хищениях. До ликвидации завода началась откровенная борьба за оставшееся имущество предприятия. Борьба грязная и беспринципная. А будущее велосипедостроения никого не интересовало, оно было предрешено. Рабочие устраивали забастовки, чтобы получить хотя бы малую часть заработанного своим трудом. Но собственникам было неинтересно будущее тысяч сотрудников завода. В 2001 году на заводе трудилось 3 400 человек. В 2006 году велосипедный завод, носивший к тому времени название ОАО «Велта», прекратил свое существование.

Не лучшие времена пережили, начиная с 1990-х годов, и другие пермские предприятия — те, которые во время войны 1941–1945 годов выпускали наиважнейшую военную продукцию, где люди трудились из последних сил, помогая фронту. Трудности в той или иной степени коснулись каждого из этих орденоносных предприятий.

Источник ИА Красная Весна

 

 
Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

*