Закон о едином федеральном информационном регистре впервые позволяет осуществить то, что описывалось в обществоведческой литературе как «тоталитаризм», – считает кандидат филологических наук, преподаватель и исследователь русской словесности Илья Роготнев.
Полная открытость для публичной власти всей частной жизни индивида означает ликвидацию приватной сферы, что описывалось в социально-философской литературе как тоталитарное общество. Предлагаемый реестр данных необходимо рассматривать вкупе с развитием технологий слежки и контроля, в том числе контроля эмоциональных состояний человека машинными методами. Цифровизация биографической и психологической информации означает утверждение совершенно новой антропологической концепции, в рамках которой человеку отказано в существовании души.
Чем больше социальный индивид оставляет информационных следов, чем больше информации о нем накапливается, тем больше возможностей осуществлять в отношении этого индивида разного рода административные, фискальные и иные проверки. Впервые власть получает функционал массового манипулирования отдельными индивидами. Всё это означает отказ от идеи гражданского общества и демонтаж гражданина как основы государственной жизни.