Обращение пермского отделения РВС в прокуратуру по поводу проекта нового постановления краевой КДНиЗП

Председатель Пермского Регионального совета ОООЗС «РВС»
Мазуров Алексей Юрьевич

Прокурору Пермского края
Юмшанову Андрею Александровичу

Уважаемый Андрей Александрович!

21 ноября 2018 года на сайте губернатора и правительства Пермского края был размещен проект Постановления правительства Пермского края об утверждении Порядка по выявлению детского и семейного неблагополучия и организации работы по его коррекции и внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 28 сентября 2016 г. № 846-п «Об утверждении Порядка ведения информационного учета семей и детей группы риска социально опасного положения».

На портале 59.ru  появилась информация о том, что сейчас этот документ проходит проверку в прокуратуре Пермского края и что 28 ноября 2018 года прокуратура даст заключение по поводу этого документа. Отмечается, что с большой степенью вероятности это заключение будет положительным и «документ окончательно одобрят, его разошлют в школы, поликлиники и другие учреждения».

Юристы нашей организации внимательно изучили этот документ, а также те нормативно-правовые акты, которые лежат в его основе и пришли к выводу, что в случае реализации предложенного в нём механизма неизбежно будут нарушаться Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации и права граждан. Кроме того, сотрудники системы профилактики в случае, если они будут следовать указаниям, изложенным в этом документе, будут в свою очередь нарушать законы Российской Федерации и права граждан.

Согласно самому документу, предлагаемое к принятию постановление вносит изменения в Постановление Правительства Пермского края от 28 сентября2016 г. № 846-п «Об утверждении Порядка ведения информационного учета семей и детей группы риска социально опасного положения». Это постановление, в свою очередь, принято в соответствии с Законом Пермского края от 7 июля 2014 года N 352-ПК «О системе профилактики детского и семейного неблагополучия в Пермском крае».

После анализа этих трех документов юристы нашей организации пришли к выводу, что все они в определенных частях вступают в противоречие с Конституцией Российской Федерации и действующими законами Российской Федерации.

1. Так, Закон Пермского края от 7 июля 2014 года N 352-ПК «О системе профилактики детского и семейного неблагополучия в Пермском крае» в ст.1, п.2 ст.6, ст. 8 устанавливает не предусмотренные федеральными законами виды учёта граждан: «учет семей и детей, находящихся в группе риска социально опасного положения и в социально опасном положении» (ст.6 п.2), конкретно: «информационный учет семей и детей группы риска социально опасного положения (информационный учет) и персональный учет семей и детей, находящихся в социально опасном положении (специальный учет)» (ст.8), который подразумевает «формирование персональных данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в группе риска социально опасного положения» (ст.1). Обязанности по сбору и хранению этих персональных данных возлагаются на широкий круг субъектов – Районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст.11), органы и учреждения соцзащиты (ст.12), детские сады и школы, поликлиники и больницы (ст.14), органы опеки и попечительства (ст.15).

Постановление Правительства Пермского края от 28 сентября 2016 года N 846-п вводит перечень из 14 оснований «для включения семей и детей в информационный учет» (приложение 1), почти все из которых являются частными обстоятельствами жизни семьи, которые семья обычно предпочитает не обнародовать, надеясь справиться с трудностями самостоятельно.

Согласно Конституции РФ, «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну» (ст.23 ч.1), «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются» (ст.24, ч.1). Ограничение этого права допускается только федеральным законом (ст.55 ч.3), «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» (ст.55 ч.2).

Ни в одном из вышеперечисленных документов, включая Закон Пермского края от 7 июля 2014 года N 352-ПК, ничего не говорится о том, что «субъекты   профилактики» детского и семейного неблагополучия должны получать согласие родителей на то, чтобы собирать, хранить, обрабатывать, использовать и распространять информацию об их семейной и личной жизни, а также информации об их несовершеннолетнем ребенке. Также там ничего не говорится о том, что они должны получать согласие родителей о постановке их семьи и детей на учет, в частности, на «учет группы риска социально опасного положения».

Таким образом, закон Пермского края от 7 июля 2014 года N 352-ПК и издаваемые для его реализации подзаконные акты противоречит указанным нормам Конституции, так как не содержит обязанностей перечисленных субъектов системы профилактики брать согласие на предоставление указанных персональных данных о своём неблагополучии или своей группе риска, однако ставят перед этими субъектами задачи обеспечить сбор и хранение данных, провоцируя служащих на совершение преступлений, предусмотренных ст. 286, 137 УК РФ.

2. Закон Пермского края от 7 июля 2014 года N 352-ПК вводит новые термины, отсутствующие в федеральном законодательстве, страдающие юридико-лингвистической неопределенностью, что приведёт к ограничению прав граждан, не только связанных с учётом персональных данных.

1) Так, введёное определение «семьи группы риска социально опасного положения» распространимо на любую семью с детьми, поскольку несомненно, что в любой семье с детьми «неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих детей будет способствовать нахождению несовершеннолетних в социально опасном положении»;

2) Понятие «неблагополучие в семье» используется в федеральном законодательстве только в целях контроля жизни усыновленных детей за границей. Введенное законом N 352-ПК новое понятие «детское и семейное неблагополучие» смешивает ситуации:

а) связанные с нарушениями прав и законных интересов ребенка. Реагирование на такие ситуации уже предусмотрено Федеральным закон от 24 июня1999 г. N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в котором указан исчерпывающий перечень оснований проведения индивидуальной профилактической работы (ст.6), а также КоАП РФ, УК РФ, УПК РФ, УК РФ.

б) связанные с оценкой влияния на ребёнка обстоятельств, основанной на личных взглядах служащих, когда ни родители по отношению к своим детям, ни дети не совершали правонарушений.  Таким образом любая семья не идеальная с чьей-либо субъективной точки зрения, может быть подвергнута «коррекции», что является нарушением принципа «недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи»  (ст.1 Семейного кодекса РФ), которое, в силу той же ст. 55 Конституции, не может устанавливаться законом края. Таким образом, введение такого понятия законом Пермского края нарушает нормы Конституции РФ и Семейного кодекса.

3) В «Порядке по выявлению» вводится дополнительно термин «факты детского и семейного неблагополучия», который тоже говорит не о фактах, а об «обстоятельствах… которые способствуют социально опасному положению».

Такие юридико-лингвистические неопределенности согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (утв. постановлением Правительства РФ от 26 февраля2010 г. N 96), признаются коррупциогенными факторами (п.4 Методики).

3. Налицо также вводимые «Порядком по выявлению» необычайно широкие дискреционные полномочия субъектов профилактики как при выявлении «неблагополучия», так и при определении методов «коррекции неблагополучия». Фактически, эти методы, как и критерии эффективности коррекции, возлагаются на полное усмотрение субъектов профилактики, в том числе заинтересованных в получении бюджетных средств исполнителей такой «коррекции» – некоммерческих организаций.

Такие полномочия также являются коррупциогенными факторами (п.3 Методики). На практике это может привести к коррупции, например, в следующих формах:

Во-первых, недобросовестные сотрудники образовательных и медицинских учреждений получат инструменты влияния на родителей, с которыми у них имеется личный конфликт или которые пытаются заставить действовать сотрудников или чиновников в рамках действующего законодательства и жалуются на них в надзорные органы.

Во-вторых, это может привести к нецелевому расходованию и хищению немалого количества бюджетных средств. Например в статье издания «Свободная пресса» от 25 октября 2018 года говорилось о том, что на цели социального сопровождения семей с детьми с 2009 года из краевого бюджета ежегодно выделялось 200 млн рублей. Понятно, что в случае, если семья на самом деле в коррекции не нуждается, эти огромные средства будут в лучшем случае расходоваться впустую, а в худшем — оседать в карманах коррупционеров. Считаем: в условиях ухудшающейся финансовой ситуации в стране подобное расходование бюджетных средств недопустимо.

 

На основании ст. 9, 9.1, п.1 ст.21 Федерального закона от 17 января1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»

 

прошу:

 

1. Проверить на соответствие Конституции РФ, федеральным законам следующие нормативные правовые акты и проект нормативного правового акта:

1) Закон Пермского края от 07 июля2014 г. № 352-ПК «О системе профилактики детского и семейного неблагополучия в Пермском крае»,

2) Постановление Правительства Пермского края от 28 сентября2016 г. № 846-п «Об утверждении Порядка ведения информационного учета семей и детей группы риска социально опасного положения»,

3) Проект Постановления правительства Пермского края об утверждении Порядка по выявлению детского и семейного неблагополучия и организации работы по его коррекции и внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 28 сентября2016 г. № 846-п «Об утверждении Порядка ведения информационного учета семей и детей группы риска социально опасного положения».

2. Провести антикоррупционную экспертизу этих документов.

3. Внести в Законодательное собрание Пермского края и Правительство края предложения об изменении или отмене этих актов.

 

Председатель Пермского Регионального совета
Общероссийской общественной организации защиты семьи
«Родительское Всероссийское Сопротивление»
Мазуров А.Ю.

 

 

 
Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

*