Культурные мосты

У Моста

В Пермском регионе есть творческие коллективы, которые сохраняют и развивают отечественные культурные традиции, перекидывая и укрепляя культурные мосты между поколениями, народами и государствами. Новая рубрика «Культурный мост» будет посвящена именно таким коллективам. А их в Перми не мало! Это и Пермский губернский оркестр под управлением Евгения Тверетинова (в 2016 году коллективу исполнилось 75 лет), и академический хор «Млада» под руководством Ольги Выгузовой, ансамбль народной музыки и танца «Ярмарка» Виктора Кузьминова и другие коллективы, прославляющие Пермский край в России и за рубежом. В первой статье этой рубрики речь пойдет о Пермском театре «У Моста», который был создан Сергеем Федотовым 28 лет назад и за это время принял участие в 153 театральных фестивалях, выезжал более 200 раз с гастрольными поездками по России и за рубежом.


Продолжатель традиций

Основатель и художественный руководитель театра «У Моста» Сергей Федотов (Заслуженный артист РФ, Заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат премии Правительства России, Лауреат Национальной премии Чехии, Лауреат премии «Золотая маска», Лауреат Строгановской премии) создал свой авторский театр в 1988 году. «Первой генеральной репетицией» будущего театра была Нытвенская театральная студия, созданная им в 1983 году, после окончания режиссерского отделения в Пермском институте искусства и культуры (сейчас в родном институте Сергей Федотов ведет актерский курс). С 1984 по 1986 гг., проходя службу в армии на Дальнем Востоке под Хабаровском, Федотов организует первый в России, а вместе с тем и первый в мире, солдатский театр.

«Нытвенские» и «дальневосточные» поиски привели Сергея Федотова к созданию в Перми нового театра — театра «У Моста», который получил это название из-за своего местоположения рядом с Камским мостом. Однако постепенно словосочетание «театр «У Моста» начинает выражать его художественную концепцию. Спектакли театра  рассматриваются  как «мост между реальным и потусторонним , бытовым и мистическим, сознательным и бессознательным». Более того, театр сохраняет и продолжает развивать великие традиции русского психологического театра.

Об этой преемственности очень точно высказался профессор Российского государственного института сценических искусств Андрей Юрьев, делясь своими впечатлениями от спектакля «На дне» М.Горького в постановке Сергея Федотова:

«Не люблю девальвированное сегодня слово “гениальный”, но тут без него обойтись не могу. Это один из тех немногих современных спектаклей, благодаря которым начинаешь верить, что русский театр не умирает. Трудно, почти невозможно сплавить сегодня воедино сверхподробную (в духе Антуана и раннего МХТ) бытовую картину, тщательно проработанный психологизм, не чурающийся острой эксцентрической характерности, и “четвертое измерение”, в котором “проза” не только неотделима от “поэзии”, но сама СТАНОВИТСЯ поэзией. У Федотова этот сплав получился, другого примера в современном театре не знаю. Вот и попробуйте сказать после этого, что презираемый многими сценический реализм слишком ограничен и отжил свой век… Браво, браво и еще раз браво!»

Театр «У Моста» совмещает в себе идею репертуарного театра и театра-лаборатории. Репертуар строится на сочетании лучших образцов русской и европейской классики, новейшей российской и зарубежной драматургии. Центральное место в нем занимают спектакли, поставленные по классическим произведениям: гоголевский цикл («Игроки», «Женитьба», «Ревизор», «Панночка», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Башмачкин» , «Брат Чичиков»), булгаковская триада («Мастер и Маргарита», «Зойкина квартира», «Собачье сердце»), шекспировская трилогия («Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь»), спектакли по пьесам Островского («Свадьба Бальзаминова»), Чехова («33 обморока», «Чайка»), Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот») и другие.

Уникальный художественный метод театра основывается на сочетании школ Михаила Чехова и Ежи Гротовского, направленных на «развитие психофизики актёра, его способности работать с внутренней энергией и своим подсознанием». Вот, что об истоках этой уникальности говорит российский драматург Нина Садур:

«Всякая школа зарождается на основе традиции. Яркий пример тому знаменитый на всю Россию театр «У моста». Который, кстати, вышел  уже на мировой уровень известности. Посмотрите, что это за театр? Его уникальность в том, что Сергей Федотов, получивший абсолютно традиционное, классическое образование, привнёс своё личное, личностное мироощущение… Своё видение мира… И весь авангард! И вся школа! Личность в движении и развитии… От этого шок и потрясение — в русской театральной школе появилось новое направление…»

Спектакли театра получают высокие оценки театральных критиков в России и в странах Европы. Постановкам театра «У Моста» присуждают Гран-при международных фестивалей: «Золотой Витязь», «Золотой лев» (Украина), «Молодой театр» (Латвия), «Белая дама» (Эстония), «Театральные поиски» (Германия), «Столкновения театров» (Польша), «Экспериментальный театр» (Австрия), «Театры Европейского региона» (Чехия) и других. В 2010 году театр «У Моста» со спектаклем «Калека с Инишмана» стал Лауреатом фестиваля «Золотая Маска».

Первый в мире

В 2014 году Пермский театр «У Моста» организовал первый в мире международный театральный фестиваль Мартина МакДонаха (на сегодняшний день Мартин МакДонах является одной из ключевых фигур в мировом театральном и кинематографическом процессе). Современная драматургия занимает важное место в репертуарной политике театра, составляя одно из направлений (вместе с классическими и музыкальными произведениями) по развитию его творческого метода, лабораторному постижению художественного мира автора, поиску и изобретению нового театрального языка.

На сцене театра «У Моста» были поставлены все пьесы Мартина МакДонаха (этот опыт уникальный для всего мира). Пермский театр стал первооткрывателем творчества ирландского драматурга для российского зрителя (на сцене театра впервые в России была поставлена пьеса Мартина МакДонаха «Сиротливый запад»). В России за Федотовым закрепился статус «главного специалиста по МакДонаху».

В октябре 2016 году международный фестиваль прошел во второй раз. На фестиваль было подано более 150 заявок, из которых были отобраны лучшие постановки из Шотландии, Северной Ирландии, Ирана, Польши, Сербии, Чехии, Черногории, Азербайджана и России (за неделю было показано 18 спектаклей 14 театров из 9 стран). Гран-при фестиваля разделили два театра: Tron Theatre (Шотландия) и «Старый дом» (Новосибирск), которые показали спектакли по пьесе «Сиротливый Запад».

Фестиваль МакДонаха, организованный театром «У Моста» в Перми, стал событием мирового уровня — более 300 публикаций в российских и зарубежных СМИ. Один из его главных итогов в том, что фестиваль помог настроить культурные мосты между различными странами и народами. Многие иностранные коллективы, приехавшие в Пермь, впервые посетили Россию и познакомились с её культурными богатствами, в том числе со школой русского психологического театра.

Гордость российской культуры

Театр «У Моста» радует не только пермских зрителей (на «домашней» сцене театр играет по 50-60 спектаклей в месяц и выпускает 5-6 премьер в год). Каждый год театр посещает по 10 театральных фестивалей (он гастролировал в Индии, Австрии, Германии, Польше, Чехии, Болгарии, Египте, Косово, Украине, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Боснии и Герцеговине, Македонии, Словакии, Венгрии). Театр «У Моста» давно стал гордостью российской культуры, считает директор художественного училища Перми, Заслуженный работник культуры РФ Георгий Сметанин:

«Я знаю Федотова с 1988 года с момента организации театра “У моста”, который сегодня является гордостью российской культуры. Я видел все трудности и невзгоды, которые преодолел молодой театр в годы своего становления. Я был депутатом городского Совета, когда мы в 1992 году выделили театру свое здание. На моих глазах Сергей Федотов, имея минимальное финансирование, построил настоящий Европейский театр».

В 2015 году театр «У Моста» провел два триумфальных турне по Европе: Берлин, Вена, Прага, Братислава, Будапешт и другие города. Вот, что говорит чешский кинопродюсер Честмир Копецкий (сейчас он готовит документальный фильм о пермском театре), познакомившийся с его творчеством в Чехии:

«Мое восхищение этим театром впоследствии привело меня к визиту в Пермь, где я увидел много замечательных спектаклей этого театра и полюбил этот город. <…> В действительности, я считаю Театр «У Моста» одним из ведущих европейских театров. Он работает инновационно, является создателем единственного в мире фестиваля МакДонаха, a его спектакли всегда представляют нам величайшие ценности русского театра. Когда-то я был продюсером чешского телевизионного фильма «Сегодня вечером в московских театрах». Я думаю, что Театр «У Моста» является прекрасным продолжателем европейской известности русской театральной школы».

Антон Исаков

 

 

Читайте также:

Мильграм ездил в Москву, чтобы оболгать деятелей культуры Прикамья?

Клеветнические нападки на участников гражданского съезда «В защиту культурного наследия»

И так тоже можно?!

В Перми избран гражданский комитет в защиту культурного наследия

 

 

 
Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

*