Отчуждение детей от культуры

Выступление Алексея Мазурова на съезде «В защиту культурного наследия»

Доклад Председателя пермского отделения общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» Алексея Мазурова на гражданском съезде «В защиту культурного наследия».



Одно из основных направлений, которым занимается Родительское Всероссийское Сопротивление — это защита семьи. Сегодня на российскую семью идет атака небывалых масштабов. Фактически, перед теми, кто это осуществляет, стоит задача окончательного введения запрета на воспитание. Цель — разорвать связь поколений. Семья — базовая ячейка общества, основа государства, родители передают своим детям свои преставления о благе и должном, о плохом и недопустимом, в семье формируется личность будущего гражданина.

Но семейное воспитание невозможно отделить от образования и культуры, наряду с ними, оно является одним из основных факторов формирования национальной идентичности.

Попытки разрушения российской семьи идут одновременно с атакой на нашу историю и культуру. Всё это делается под бесконечные разговоры о необходимости приобщения нас к так называемому цивилизованному миру.

Когда речь идет о семье, нам вполне недвусмысленно дают понять, что российский народ — это народ варваров, из поколения в поколение избивающий своих детей и, дескать, поэтому нас всех нужно срочно перевоспитывать. А детей у нас — отобрать, если мы не захотим отказаться от их воспитания и не станем растить их в духе ложной заботы о детях, под видом которой насаждается бескультурье и вседозволенность.

Когда речь идет об истории, оплевываются как целые эпохи, так и отдельные личности, благодаря деятельности которых наша страна крепла, развивалась и успешно давала отпор врагам, неоднократно пытавшимся нас уничтожить. Из мыслей и утверждений этих оплевывателей в итоге выходит, что существование нашего народа само по себе является ошибкой, историческим недоразумением.

И наконец, когда речь идет о культуре, нам постоянно пытаются объяснять, что мы являемся ущербными ретроградами, не понимающими своего счастья и не способными должным образом оценить возможность прикоснуться к так называемым современному искусству и прогрессивной культуре.

Эти атаки на семью, историю и культуру продолжаются уже более четверти века, и сегодня мы видим их результаты.

В 2013 году движение «Суть времени» провело масштабное исследование детских рисунков: дети рисовали свою семью, своих героев, себя в будущем и свою страну. В исследовании участвовали 3477 детей различного возраста из 63 регионов России. Целью являлось выявление обобщенной картины мира нашего младшего поколения. Ведь дети растут и их картина мира, которая сформировалась сегодня, будет оказывать влияние на их взгляды во взрослой жизни. Понятно, что к детским рисункам нельзя относиться буквально. Рисуя определенных героев, например, военных, стражей порядка или пожарных, дети в будущем вовсе не обязательно станут ими. Но, нельзя относиться к этому, как к чему-то, не имеющему смысла: рисуя определенных героев, ребенок примеряет этот героизм на себя, пытается размышлять о самопожертвовании, альтруизме, смелости и отваге.

Детские рисунки

Каковы же результаты исследования?

Например, в рисунках будущего дети рисовали мир без будущего, в них не было никаких позитивных представлений. Мир во всем мире, освоение космоса, всеобщее счастье — всего этого в рисунках будущего нет, зато есть взрослая жизнь в мире шоу-бизнеса, с высоким уровнем достатка.

Детские рисунки

Значительная часть детей вообще не смогла представить будущее — они рисовали сегодняшние желания или обыденность. В советское время позитивный образ будущего формировался с помощью популяризации науки и научно-технической фантастики. Сейчас же многие дети показывали будущее, как сказку или фантастику, не имеющую отношения ни к реальной жизни, ни к научной картине мира. Подобные сюжеты демонстрируют отчуждение детей от реальных представлений о развитии мира.

Детские рисунки

Среди рисунков на тему “Герой, на которого я хочу быть похож” лидирует “человек-паук” (нарисован 187 раз), далее идут феи из сериала “Клуб Винкс”, Губка Боб Квадратные штаны, Бэтмен, так называемый “суммарный” супермен”, включающий героев из различных мультсериалов и комиксов, Русалочка Ариэль, Рапунцель, «суммарный» робот (мультфильмы “Трасформеры”, “Тачки” и т.п.), смешарики, Гарри Поттер и иные современные персонажи.

Детские рисунки

Результаты исследования

Всего на данную тему было примерно 2,5 тысячи рисунков. Среди них:

1 Николай Гастелло, 1 Александр Невский, 1 Зина Портнова, 1 Петр Первый, 1 Гуля Королева, 1 Дмитрий Донской, 2 Валентины Терешковых.

На 2,5 тысячи рисунков аж целых 27 раз дети нарисовали Юрия Гагарина. 22 раза были изображены родственники, бабушки и дедушки, являющиеся героями Великой Отечественной войны.

Детские рисунки

Иными словами, статистически, этих героев в сознании наших детей попросту нет!

Такова часть обобщенной картины мира наших детей.

И о каком тогда формировании национальной идентичности может идти речь?

Да, как можно видеть, в каких-то отдельных случаях сохраняется преемственность поколений и где-то родителям удается передать её ребенку. Но каков же ужас ситуации в целом.

Конечно, все мы стараемся с этим бороться. РВС тоже проводит работу в этом направлении, например, в Перми мы разработали междисциплинарный курс из 4-х уроков «Человек и космос».

К сожалению, сегодня представления детей о космосе формируется, как правило, не на основе книг Ефремова, Беляева или Булычева, а на основе голливудских фантастических боевиков. А мы поведали о нашем, советском покорении космоса, происходившем в областях познания, технического развития, социального конструирования, воображения. Мы рассказывали современным школьникам о философии, социуме, технологиях, астрофизике, литературе, кинематографе, биографиях людей, попытались передать этот пафос покорения Космоса, восторг перед далью, воображение бесконечности.

А в этом году РВС организовало и провело всероссийский конкурс видеоклипов «Песни Великой Отечественной. Что в них слышат дети?».

В нем приняли участие школьники и студенты из разных учебных заведений страны. Участникам предлагалось выбрать песню о Великой отечественной войне и сделать на неё видеоклип, используя в качестве материалов фотографии, письма, семейные предания, реликвии и архивы, документальная хроника, фрагменты художественных фильмов, собственное видео, снятое специально для конкурса. Нашу задачу мы видели в том, чтобы дети в своем творчестве, благодаря песне, прикасались к подвигу предков, чтобы таким образом достигалось духовное единение нашего народа и в особенности – детей, которым скоро предстоит вступить во взрослую жизнь.

Хочу ещё раз подчеркнуть, что воспитание невозможно отделить от образования и культуры. И, как правило, разрушением этих сфер занимаются одни и те же лица, те же политические субъекты. О каком бы направлении общественной жизни и проблемах мы не говорили, позицию этих игроков можно предсказать заранее. Поэтому, сегодня нам всем нужно объединиться перед лицом врага, объявившего войну будущему наших детей, нашей стране и нашему народу. Победить в этой войне, действуя изолировано, на своем узком участке, не представляется возможным.

 

Читайте также:

Человек и Космос

Подведены итоги регионального этапа конкурса «Песни Великой Отечественной»

В Перми избран гражданский комитет в защиту культурного наследия

Линии культурного фронта

Н. Бурляев: приветственное слово съезду «В защиту культурного наследия»

Игорь Гладнев: Мы являемся преемниками великих традиций и выполняем функцию охранительную

 

 

 
Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

*