Пермский культурный скандал. О некоторых политических технологиях

Джин Шарп

Это третья часть доклада «Театр раздора: концептуальный анализ нашей культурной ситуации», представленного на дискуссионном клубе «Искания» 11 августа и посвященного ситуации, сложившейся в пермской культурной политике. С предыдущими частями можно ознакомиться здесь: 1, 2.


3.1. Источники технологии

Анализ показывает, что кампания, организованная группой поддержки Бориса Мильграма, имеет явно выраженный технологический характер, а её создатель — некоторый опыт в проведении пиар-кампаний. Характер этой кампании указывает на использование технологий «ненасильственный борьбы», активно задействованных в России, например, в период зимы 2011-2012 годов во время так называемой «снежной революции» для передачи власти от консервативно-патриотических кругов, олицетворяемых действующим Президентом РФ Путиным, к либерально-прозападным кругам в виде Навального, Касьянова, Немцова, Каспарова и либерального истеблишмента.

Таким опытным политтехнологом, участвовавшим в событиях 2011-2012 года на либеральной стороне, по всей видимости, является Марат Гельман, курировавший культурную политику при губернаторе Олеге Чиркунове. Непосредственным исполнителем его политики был как раз Борис Мильграм: сначала в должности Министра культуры, а потом — вице-премьера Правительства Пермского края. О том, что связь с Гельманом, уехавшим в Черногорию, у команды Мильграма не потеряна, было сказано в эфире радио «Эхо Перми в Москве» в интервью 25 июля.  Главный режиссер «Театра-Театра» Владимир Гурфинкель не стал отрицать, что недавно встречался в Черногории с Маратом Гельманом.

Сам Марат Гельман в Перми занимался старым либеральным проектом по встраиванию России в Европу через т.н. «трансформацию сознания», «культурную революцию» и даже смену промышленной Российской идентичности на некую новую идентичность жителя города-государства, получающего доходы от обслуживания туристов. Но, кроме этого, Гельман участвовал в организации акций и институтов белоленточной либеральной оппозиции. В Пермь по приглашению Гельмана для выступления в музее современного искусства PERMM, директором которого был Гельман, приезжали лидеры «белой ленты»: Ксения Собчак, Владимир Рыжков, Леонид Парфенов, Виктор Ерофеев.

Более того, Гельман предложил Владимиру Рыжкову открыть центральный офис его партии именно в Перми. Издание «Новый компаньон» сообщало зимой 2012г.: «Известный оппозиционный политик, экс-депутат Госдумы Владимир Рыжков согласился на предложение руководителя Музея современного искусства PERMM Марата Гельмана открыть центральный офис возрождаемой Республиканской партии в Перми. Марат Гельман завил: «Скажу по секрету, что сразу после либерализации законов, центральный офис республиканской партии, почти наверняка, будет зарегистрирован в Перми. Да здравствует пермская республика».

Отметим на полях сепаратистскую линию Гельмана как часть либеральной тенденции — вхождения в Европу хоть по частям, раз целой Россией не берут.

Политические технологии, использованные группой поддержки Мильграма и белоленточной оппозицией, — это одни и те же технологии «ненасильственного сопротивления» и «моральной борьбы». Их автором считается известный американский деятель и спецслужбист Джин Шарп. Подавляющее число акций по свержению старых режимов и установлению новых проамериканских начиная с 1980-х годов проходит по его технологиям и при его личном участии. Шарп лично работал во время переворотов в Панаме, в Литве в Вильнюсе, на площади Тяньаньмэнь в Пекине. Специалисты созданного им института Альберта Энштейна инструктировали по свержению режима Милошевича в Сербии, во время оранжевых революций на Украине и в Грузии. The New York Times писало о том, что Шарп был идейным отцом арабской весны. Его труды, переведенные на арабский язык, использовались на тренингах в Каире Международным центром ненасильственных конфликтов. Там с идеями американского учёного познакомились тунисские оппозиционеры. «Братья-мусульмане» выложили брошюру Шарпа «От диктатуры к демократии» на своём сайте, чтобы с ней мог ознакомиться любой желающий. Главной идей борьбы с любой властью по Шарпу является ненасильственная борьба путём политического неповиновения граждан, общественных групп, институтов общества, необходимых власти экспертов. Самая известная книга Шарпа, в которой он описывает эти технологии, называется «От диктатуры к демократии».

Цитата: «Распространенной ошибкой прошлых кампаний политического неповиновения являлась ставка всего на один или два метода, например, забастовки и массовые демонстрации. На деле же существует множество методов, позволяющих стратегам сопротивления по мере необходимости концентрировать борьбу или распылять ее».

Акции по защите Мильграма как раз отличались очень большим разнообразием: обращения и письма известных актёров, флешмобы, множество символических акций.

3.2. Что было применено

Шарп пишет: «Начальные действия могут принимать форму символического протеста или могут быть акцией ограниченного или временного отказа от сотрудничества. Если число участников акции невелико, первоначальная акция может стать, к примеру, возложением цветов в месте символической значимости».

Портал «Звезда» сообщил, что поддержать Театр-Театр можно следующим способом: «Завалить театр цветами (с 19.07 и до победного). Суть акции предельно проста: к театру нужно принести цветы». На ступеньках театра действительно появились цветы.

Шарп говорит: «В иных ситуациях, несколько человек могут объявить голодовку».

«Местное время» сообщило 18 июля: «Голодовка из-за Гладнева: актер умрет, если в пермский театр не вернут Мильграма. Как сказал нашему изданию по телефону сам Михаил Чуднов, сейчас он составляет официальное письмо в адрес губернатора Прикамья Виктора Басаргина, затем зарегистрирует его, а если через трое суток «рейдерский захват театра» не прекратится, откажется принимать пищу и умрет».

Та же «Звезда» анонсирует акцию: «Искупать театр в овациях (21.07, 18:30) Как нам стало известно, в этот четверг, 21 июля, в 18:30 на площади перед «Театром-Театром» состоится флешмоб. На 18:30 назначен общий сбор, а сам флешмоб случится ровно в семь вечера и продлится пять минут. В течение этих пяти минут вам нужно будет аплодировать, а затем, как и предписывают правила классического флешмоба, разойтись в разные стороны или остаться на площади, сделав вид, будто ничего не произошло».

А вот другое сообщение — времён попытки госпереворота в Беларуссии: «3 июля 2011 года, в День независимости Белоруссии, улицы сразу нескольких белорусских городов были наполнены людьми, которые просто стояли и хлопали. Они вышли на улицы принять участие в акции “аплодисменты”». Как мы видим, методы используются те же.

Шарп поясняет, зачем нужны такие акции: «Первоначальные символические акции протеста иногда притягивают широкое внимание национальной и международной общественности». И СМИ, действительно, широко это освещали.

Метод Шарпа № 178: «Самодеятельные представления на улице».

В поддержку Мильграма 21 июля на ступеньках драмтеатра состоялось разрекламированное через СМИ «Чаепитие Безумного Шляпника». Организаторы сообщали через СМИ: «Это не митинг и не перформанс,—подчёркивает артистка Ася. — Мы будем импровизировать и не можем предсказать, что получится. Но креативить будем по полной — песни под живую музыку, танцы в фонтане, актёрские миниатюры в образах».

Из репортажа «В Курсе»: «Акция напоминала беззаботный шабаш: актёры пели, танцевали, играли с детьми и взрослыми, приглашали к чаю — всё это абсолютно безвозмездно. Большинство зрителей подготовились к флешмобу, нарядились и загримировались в стиле «Алисы в стране чудес». Апогей действия наступил в тот момент, когда публика хором и наизусть подпевала артистам, исполнявшим песни из музыкального репертуара театра». Кроме того, Шарп советует: «Необходимо вовлекать в акции всё более широкие массы населения всех уровней общества».

Метод 2 по Шарпу — письма протеста или поддержки. Были задействованы известные медийные личности: Дмитрий Певцов, Чурикова, Ахеджакова, Райкин, Калягин.

По Шарпу, протестующие группы не должны вести переговоры с противной стороной. Характерно, что тусовка Мильграма, прорвавшаяся на совещание  деятелей культуры, не собиралась вести рациональный диалог. Их задачей было сорвать выражение коллективного мнения другой части гражданского общества.

Действия группы поддержки не исчерпываются акциями после увольнения Мильграма.

16 июня, в день открытия «Ночей-Ночей Театра-Театра», на второй день общественного фестиваля «Мосты», организованного Надеждой Агишевой, и накануне открытия Дягилевского фестиваля, их представители собрались, чтобы обсудить ситуацию в фестивальной Перми. Организатором круглого стола стал интернет-журнал «Звезда», а Театр-Театр любезно предоставил для его проведения фойе «Сцены-Молот». На мероприятии была высказана идея, тут же подреженная Мильграмом и Агишевой, что поскольку нынешний минкульт не может проводить правильную культурную политику необходимо создание органа координации тех деятелей культуры и культурных организаций, которые противостоят политике минкульта. По сути альтернативного минкульта. Создание «Альтернативных социальных институтов» это метод №178 в перечне Шарпа.

Шарп говорит, что необходима опора на институциональные неправительственные организации, оказывающие влияние на общество и власть. Или создание новых неподконтрольных противнику органов, вплоть до создания параллельных органов власти. Стихийно или сознательно, структуры «ненасильственной борьбы» с пермским Минкультом складываются давно: мы просто обязаны обратить на это внимание.

Для ослабления позиций власти Шарп рекомендует использовать подрыв морального и политического авторитета. И здесь мы можем вспомнить многочисленные акции глумления над министром: педалирование фестиваля «Весёлый коровяк» в местных и федеральных СМИ, оскорбительные стихи белолетночого поэта «Орлуши» про Гладнева и многое другое.

Шарп пишет: «Необходимо тщательно запланировать процесс ослабления демократическими силами сторонников диктатуры и групп, ранее подчиненных диктатуре». Обратите внимание: из процесса противостояния Мильграму выключены очень многие силы, выступавшие при Гельмане против культурной политики Чиркунова-Мильграма-Гельмана. Например, Агишевой разгромлена консервативная газета «Звезда», которая была главным рупором консервативных сил Перми.

Кстати, Шарп также называет факторы, которые будут ослаблять власть и которые, соответственно, нужно усиливать. Среди них провокация региональных, классовых, культурных и национальных конфликтов. Обращаю внимание на последний. Педалирование темы национальной принадлежности Мильграма к евреям и хасидам имеет следующий характер: либеральные СМИ рисуют антисемитский характер увольнения, цитируя «простоватых» консерваторов. Создается картина, что либо власть идёт на поводу антисемитов, разжигая национальный конфликт, либо сама действует из антисемитских мотивов. Вся группа поддержки решения власти цитатами отдельных деятелей про «режиссёра из Одессы» маргинализуется, т.е. политически ослабляется.

Можно долго цитировать Шарпа, называющего другие слабые точки власти: такие как инертность и зарегулированность бюрократического аппарата, отказ от передачи подчинёнными нужной информации, передвижение нужных людей во власти на другие должности и др. Как видим. Власть допустила все политические ошибки, какие только могла. Тем самым подготовив почву не только для триумфальной победы господина Мильграма. Вся эта ситуация — лишь репетиция перед более острыми событиями, которые еще есть время предотвратить.

Важно понять, что либеральной группой поддержки по рецептам Шарпа руководит опытный политтехнолог, а сама группа готова дисциплинировано выполнять инструкции. Рецептом, позволившим в 2012 году патриотической общественности победить технологии «болотной» стала консолидация сил, проявленная в виде митинга на Поклонной и создания «антиоранжевого комитета». Болотной общественности была противопоставлена не «диктаторская власть», а большая часть гражданского общества и его институты. Это и есть главное противоядие рецептам Шарпа — создание гражданских сил, не желающих поворота процесса в прозападном ключе.
 


Целиком с докладом можно ознакомиться на нашем сайте.
 

Аналитическая группа «Суть времени – Пермь»

 

 

Читайте также:

Театр раздора: концептуальный анализ нашей культурной ситуации

Пермский культурный скандал. Анализ информационного поля

 

 

 
Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

*