Откуда пришло и куда ведет «открытое общество»

Карл Поппер

Данная статья — это краткая версия доклада, представленного на дискуссионном клубе «Искания» и посвященного фигуре и идеям Карла Поппера. За его основу был взят цикл статей А.Е. Кудиновой «Поппер и другие», опубликованных в федеральной газете «Суть времени». Выбор темы не случаен: уравнивание коммунизма и фашизма происходит не только в украинских официальных документах, но и в российский прессе, в многочисленных заявлениях наших высоких должностных лиц, порой выступающих единым фронтом с одиозными организациями вроде АНО «Пермь-36».

Ярким проявлением подобного отождествления на Украине стал акт, принятый буквально за месяц до празднования юбилея Великой Победы в России: 9 апреля 2015 года Верховная Рада приняла закон «О правовом статусе и чествовании памяти борцов за независимость Украины в 20 веке». Официальный статус борцов за независимость получили ОУН, УПА, армии УНР и ЗУНР, Украинская Хельсинская группа, а также украинские эмигрантские правительства. Помимо социальных гарантий «борцам», закон предусматривает «определение основных направлений государственной политики по восстановлению, сохранению и чествованию национальной памяти о данной борьбе». Тогда же проголосовали за запрет «коммунистического и нацистского тоталитарных режимов» на Украине. Отныне граждане Украины будут караться за «публичное отрицание преступного характера этих тоталитарных режимов», а также за «публичное использование и пропаганду их символики».

Внедрение в общественное сознание идеи о том, что коммунизм и фашизм являются двойниками — это идея, которая стала едва ли не «общим местом» в западной интеллектуальной культуре. Тезис о тождестве «двух тоталитаризмов» пропагандировала влиятельный философ Ханна Арендт. Фрэнсис Фукуяма в своей нашумевшей книге «Конец истории и последний человек» ратует за либеральную демократию, одинаково осуждая коммунизм и фашизм. Однако, задолго до публикаций Фукуямы, одним из наиболее ярких приверженцев этой позиции был Карл Поппер — методолог науки и один из крупнейших теоретиков XX столетия.

Философия Поппера носит название «критический рационализм». Центральная роль в этой философии принадлежит рационально-критическому анализу, распространяемому автором на все сферы реальности. Основные политические идеи изложены в работах Поппера «Открытое общество и его враги» и «Нищета историцизма». Первая работа была опубликованна в России в 1992 году и заслуживает пристального внимания.

Какими чертами должно обладать открытое общество, которое Поппер выдвигает в качестве социального идеала?

Во-первых, открытое общество — это общество, члены которого критически настроены по отношению к различного рода табу, принимают решение, основанное на собственном интеллекте и критическом осмыслении происходящего. В свою очередь, основным регулятором «закрытого общества» является система табу, система законов.

Устройство общества как закрытого, по мнению Поппера, как правило, характерно для более примитивных социумов, находящихся на ранней стадии развития. Но при развитии международных связей системы законов доказывают свою неабсолютность: получается, что у одних одни законы, у других — другие. Переворот в сознании людей –– светалая мысль о том, что законы могут быть нарушены, –– приводит их к представлению об открытом обществе, в котором индивид опирается на свое собственное понимание правильности того или иного закона, об обществе, в котором допустима социальная конкуренция. Эта абсолютизация роли индивида в обществе приводит к трансформации общественных отношений.

Во-вторых, одна из главных черт открытого общества — это отсутствие каких бы то ни было общностей и коллективностей (семья, национальная общность и т.д.). Но раз нет общностей внутри общества, то как оно может быть скреплено? Добавим, что в открытом обществе Поппера нет также и метафизики – сферы высших, абсолютных идей. Объединяющим принципом выступает в открытом обществе лик общего врага, полученный с помощью демонизации обществ другого типа. Демонизация есть не что иное, как технология пропаганды, которая формирует общественное мнение, создавая образа врага, агрессора. Демонизация направлена на создание устойчивого стереотипа о личности, группе, идеологии или целом государстве, а также на внушение ненависти к врагу, которая необходима для ведения борьбы с ним более простыми средствами, для объединения вокруг себя союзников и деморализации противника.

Таким образом, создавая открытое общество, вводя деление «мы — другие», его архитекторы вытесняют на периферию всё, что ему не принадлежит, по принципу «кто не с нами, тот против нас». И различия между всеми типами «не открытого» общества не имеют никакого значения. В том числе различия между двумя историческими проектами XX столетия — коммунизмом и фашизмом.

В следующей своей работе «Нищета историцизма» (1957) Поппер заявляет, что два врага открытого общества — это холизм с его утверждением существования разного рода целостности, и историцизм с его стрелой времени. Историцизм предполагает единство исторического процесса, его предопределенность, в силу чего историцистское мышление может строить прогнозы на будущее. Противоположное историцизму представление исторического процесса — социальная инженерия — предполагает атомарность исторических явлений, их полную независимость друг от друга. В теории социальной инженерии человек — хозяин своей судьбы: мы можем влиять на историю или изменять ее в соответствии с нашими целями.

Парадоксально, что Поппер, утверждая отсутствие сколь-либо глубокой взаимосвязи исторических фактов, участвует в игре против коммунизма, которая реализуется на протяжении нескольких десятилетий, которая имеет истоки и далеко идущие цели, причины и глубокую обусловленность классовыми и иными противоречиями, с которыми столкнулось буржуазное общество XX столетия. Сам контекст появления книги Поппера противоречит её содержанию.

Идеи Карла Поппера были далеко не случайны. У них есть особая подоплека. Книга «Открытое общество и его враги» была опубликована в 1945 году в Великобритании, а вскоре Поппер получил британское подданство, стал профессором логики и деканом факультета философии, логики и научного метода в Лондонской школе экономики и политических наук (LSE). Поппер оказался там благодаря покровительству австрийского экономиста и философа Фридриха фон Хайека — ключевого представителя Австрийской школы, влиятельного направления экономической науки. Австрийской экономической школе и фон Хайеку принадлежит идея о том, что поведение человека столь сложно и многообразно, а характер рынков столь изменчив, что это делает математическое моделирование и прогнозирование в экономике практически невозможным.

Проявление социальных идей Хайека можно найти в его книге «Дорога к рабству» (1944): усиление планового регулирования экономики способствует росту социалистических идей, и это — первый шаг к тоталитаризму. Хайек считал, что расцвет фашизма и нацизма являлся не реакцией на социалистические тенденции, а неизбежным их развитием. Отказ общества от экономической свободы в пользу коллективизма и централизованного планирования неизбежно приводит к потере не только экономических, но и основных свобод человека –– это и есть «дорога к рабству». Самый страшный грех социализма, по Хайеку, — его коллективистская сущность.

Особо показателен отрывок из статьи философа «Индивидуализм: истинный и ложный», зачитанной 17 декабря 1945 года в Университетском колледже в Дублине и впоследствии опубликованной в 1946-м году:

«Хотя демократия основывается на конвенции, что мнение большинства является решающим в отношении коллективных действий, отсюда не следует, что сегодняшнее мнение большинства должно приниматься всеми — даже если бы это оказалось необходимо для достижения целей большинства. Напротив, все оправдание демократии покоится на том факте, что с течением времени сегодняшнее мнение ничтожного меньшинства может стать мнением большинства».

Поппер перенял некоторые идеи Хайека для обоснования своей теории открытого общества. По Хайеку и Попперу, именно коллективизм является важнейшим признаком тоталитаризма. Оба ученых стояли у истоков общества «Мон Перелин», миссией которого стало разрушение ценностных, смысловых оснований коллективистских сообществ. Однако самое интересное заключается в том, что у Лондонской школы, раскрывшей свои объятия Хайеку и Попперу, есть своя, на первый взгляд парадоксальная, предыстория.

Структура, породившая LSE, — «Фабианское общество», члены которого (фабианцы) описывали свою цель следующим образом: «Социализм является неизбежным результатом экономического развития любого общества, но к победе социализма нужно прийти эволюционным путем, без революций и социальных катаклизмов». Стркутура, проповедующая социализм, породила организацию, стремящуюся уничтожить сами корни социализма. Недаром долгое время символикой Фабианского общества был волк в овечьей шкуре.

У истоков формирования Фабианского общества стоял известный писатель, горячо симпатизировавший СССР, Бернард Шоу.

В 1921 г. Шоу заявлял:

«В данный момент есть только один интересный в самом деле государственный деятель Европы. Имя его — Ленин. По мнению Ленина, социализм не вводится большинством народа путем голосования, а наоборот, осуществляется энергичным меньшинством, имеющим убеждения. Нет никакого смысла ждать, пока большинство народа, очень мало понимающее в политике и не интересующееся ею, не проголосует вопроса, тем более, что вся пресса дурачит его, надувая ему в уши всякие нелепости. Мы, социалисты, завоевав немного удобств и комфорта, готовы ждать, но люди, желающие в самом деле что-нибудь сделать, как Ленин, не ждут».

Когда же западные СМИ ополчились против Бернарда Шоу, он сказал:

«…коммунистическую Россию следует принимать всерьез… А большинство ваших комментариев на эту тему до сих пор не поднимаются выше уровня страшных сказок… Россия как раз то, что мы называем великой страной, и она производит великий эксперимент… Даже тем, кто считает Россию своим врагом, не следует недооценивать ее. Россия обладает не только политической и экономической силой; она обладает также силой религиозной. Русские создали веру, которую они исповедуют, и это вера поистине всеобъемлющая».

Тем не менее, фигура Б. Шоу была не такой однозначной, как это может показаться на первый взгляд. Дружеское отношение к СССР Б.Шоу совмещал с симпатией к леди Астор — влиятельной ярой антикоммунистке, антисоветчице и антисемитке. К Советской России семейство Асторов относилось с предельной враждебностью, как и положено господам относиться к государству, уничтожившему принцип господства. Более того, Асторы поддержали идею союза Великобритании и фашистской Германии.

Каким образом в Шоу сочеталось дружеское отношение как к представителям коммунизма, так и к людям, поддержавшим фашизм? Современники писателя указывают на его неоднозначную, шаткую позицию относительно ключевых вопросов эпохи. Но не стоит забывать и о том, что именно Шоу стоял у истоков формирования основных идей Фабианского общества с его волком в овечьей шкуре. Фабианское общество, породившее Лондонскую школу экономики, породило и те идеи, которые позже озвучил Карл Поппер и которые взяли на вооружение все современные антисоветчики и русофобы.

Интересно, что впоследствии эмблема Фабианского общества была изменена на изображение черепахи с поднятой передней лапой и словами «When I strike I strike hard» («Когда я бью, то бью сильно»). Пропаганда тождества коммунизма и фашизма — это ли не тот удар, который мы наблюдаем в последние десятилетия? И является ли этот удар последним, учитывая, что те, кто его нанес, ведут свою интеллектуальную родословную от людей, друживших с фашистами? Учитывая, что отождествление коммунизма и фашизма не только очерняет коммунизм, но и обеляет его противоположность. Более того, когда все свыкнутся с мыслью, что коммунизм и фашизм — это якобы одно и то же, что помешает осуществить обратную операцию, задавшись вопросом, какое из двух зол меньше? Учитывая же, что фашизм — это всё же разновидность капиталистического строя, в котором коллективизма гораздо меньше, нетрудно предсказать, какой ответ дадут будущие наследники фабианцев и Карла Поппера.

Екатерина Смышляева

 

***

Напоминаем, что 26 мая, в 18:30 в общественном центре «Совет» на Борчанинова, 8 (совет ветеранов г. Перми) состоится очередное мероприятие дискуссионного клуба «Искания». С докладом на тему «Наука и утопия: единство противоположностей» выступит кандидат биологических наук и популяризатор науки Лариса Альбертовна Магданова. С материалами некоторых предыдущих встреч вы можете познакомиться на нашем сайте (см. ниже).

 

Читайте также:

Россия и Запад в поисках идентичности

Новая антропология: технологии против гуманизма

Патриархальная семья. Возможен ли «домострой» в России сегодня?

 

 

 

Оставить комментарий

*