Экскурсия в музей ‘Пермь-36′

В первый день «Пилорамы-2012» после дискуссий мы отправились на экскурсию по музею «Пермь-36», дабы приобщиться к историческим ценностям здешних мест. Попутно участники «Антипилорамы» получили возможность на какое-то время отдохнуть от упорной либеральной пропаганды с одной стороны, и вопиющего бескультурья, творящегося на рок-сцене, – с другой. Кроме того, весьма интересно было сравнить полученные сведения с информацией, выложенной на сайте Музея, а также с данными, представленными в интервью с бывшим надзирателем лагеря. Нашу экскурсию вела очень милая и весьма интересная девушка. Во многом благодаря этому мы получили заряд бодрости и отличного настроения на вечер грядущий.


Полагаем, пересказ всего действа будет излишним. Гораздо интереснее ознакомиться с видео экскурсии самостоятельно. Между тем, наверное, имеет смысл высказать ряд соображений общего плана.

Как вы могли бы заметить, некоторые особенно острые (и предназначенные для наведения ужаса на посетителей музея) моменты произносились нашей симпатичной девушкой-гидом особым тоном с выразительной жестикуляцией.  Как будто она воспроизводила нечто прочитанное по памяти и не особо доверяла этим данным. Некоторые вещи девушка говорила как будто стесняясь, некоторые – сомневаясь. Тем не менее, если ей задавали вопрос, она отвечала на него достаточно прямо и честно, а иногда находила способ нейтрализовать выявленное противоречие какой-нибудь интересной репликой. За что огромное ей спасибо. Было невероятно интересно и местами забавно.

В целом взятый тон отличался сочувствием к заключенным третьего периода работы лагеря и некоторой неприязнью к заключенным второго периода. О первом периоде существования лагеря говорили мало. В первом периоде (46–53 гг.) здесь сидели преимущественно бытовики, в третьем (72–88 гг.) – политзаключенные, а вот во втором (53–88) – «пузатые», как называла их наша симпатичная гидесса, полковники – «подельники Берии». Они были арестованы после того, как Л.П. Берию расстреляли. Девушка не скрывала своей антипатии к ним и каждый раз, когда речь заходила об этих «полковниках», они обязательно становились «пузатыми», а тон её речи менялся. То здесь им пойдут на поблажку – зеленую аллейку организуют, то там – сделают туалет в отапливаемом помещении. В общем, несправедливость полная.

Девушка рассказывала очень много интересного. О том, как ужасно это – когда помещения отапливаются буржуйками: когда топили, было очень жарко,огда не топили – на Колыме [причем тут Колыма?] вода льдом покрывалась. О том, что немалая часть городского населения в то время жила благодаря буржуйкам, почему-то не говорилось. Но создалось впечатление, что буржуйка – это очень страшно и бесчеловечно.

Впечатляли жуткие рассказы про пять степеней защиты лагеря от побегов. О том, что убегающие не имели практически никаких шансов выжить, и их ожидала воистину ужасная участь. Гидесса рассказывала о том, как именно обнаруживали беглецов. Когда наши участники поинтересовались тем, пытался ли кто-нибудь убегать, оказалось, что нет. Никто и не пытался.

- Внешний забор был выше всех остальных,- рассказывала девушка. — Это было организовано для того, чтобы жители окрестных сел не знали, что тут происходило.

- Так они же здесь работали! – возразил наш участник Сергей Вилисов.

- Ну… чтобы они не смогли сфотографировать, согласитесь, - тут же нашлась она.

Рассказывала она про жестокую судьбу сидевших правозащитников. Начала с Валерия Марченко, украинского диссидента и сепаратиста, «борца за независимую Украину», активно выступавшего против русификации украинской национальной культуры [это при том, что из состава Российской Империи Украина выпадает в 1917 г., а как независимая республика она формируется только в 1918 г.]. Он отказывался выходить на работу, за это сидел в штрафном изоляторе, что довело его до пеллагры. А все виноваты, надо полагать, подельники кровавого режима. Плохо уговаривали работать.


Мебели в музее практически нигде нет. Правда, девушка призналась, что мебель просто инвентаризирована. Из мебели в музее стояли только столы да нары.


Нары, как оказалось, не оригинальные, а воспроизведенные с колымских образцов.

- Но здесь стояли такие же! – подчеркнула наша гидесса.

Экскурсия завершалась в музейном зале с колымскими экспонатами и фотографиями, а также разнообразными копиями ордеров на арест, расстрельных приказов и пр.



В зале нами не было замечено ни одного экспоната, ни одной фотографии, относящихся непосредственно к музею «Пермь-36». Очевидно, работники музея посчитали, что стен бараков будет вполне достаточно, а фотографии и документы колымских заключенных произведут на посетителей куда больший эффект.




- Скажите пожалуйста, — поинтересовался наш товарищ Павел Гурьянов, - почему здесь на фотографиях кругом одетые, достаточно здоровые люди, а на рисунках изображены костлявые полутрупы, дистрофичные голые тела.

- Ну это же субъективные ощущения, — тут же нашлась девушка. – так ощущали обстановку те люди, которые здесь сидели.

На этой волне зашел разговор и про Шаламова, и про Солженицына, дававших оценку количества людей, прошедших через ГУЛАГ в 50 миллионов и более. Это, надо понимать, тоже субъективное ощущение. Удивительно, что на этих «субъективных ощущениях» выросло целое поколение диссидентов. Именно с помощью этих «субъективных ощущений» разваливали Советский Союз в конце 80-х годов.

С одной стороны, экскурсия прошла весьма увлекательно. За это конечно смотрителям музея спасибо. С другой стороны, ужасает масштаб «промывания» мозгов. Мы, обладая предварительно собранной информацией, могли задавать уточняющие вопросы и добиваться определенной истины. Тогда как обычные, не интересующиеся углубленно историей люди, в частности дети, такой возможности не имеют. Дезинформация в музее «Пермь-36» при необходимости [с помощью ряда уточнений] превращается в более или менее достоверную информацию, а при отсутствии необходимости – не превращается. Нам представляется чрезвычайно важным обеспечить максимально широкий доступ людей к тем достоверным данным, которые будут рассеивать настойчиво пропагандируемые в народе «либеральные» мифы.

 

 

Оставить комментарий

*