Не спрашивай, зачем звонит колокол

Николай Бурляев
Фото с сайта academygps.ru

В конце марта в Перми состоялся фестиваль «Золотой Витязь», создателем и президентом которого является артист театра и кино, режиссер Николай Бурляев. Широкую известность ему принесли роли в ранних фильмах Андрея Тарковского «Иваново детство» и «Андрей Рублев». Форум «Золотой Витязь» был создан в 1992 году и проходит под девизом «За нравственные идеалы. За возвышение души человека». На сегодняшний день (в этом году ему исполняется 25 лет) форум объединяет в себе все виды искусства. Например, в 2014 году на ХII Международном театральном Форуме «Золотой витязь» за спектакль «На дне» пермский театр «У Моста» получил главную награду. Проведение фестиваля «Золотой Витязь» в Перми — это новый феномен в жизни нашего региона, который является не только культурным, но и крупным политическим событием.

«Золотой Витязь» в Перми

За 5 дней фестиваля были показаны 19 художественных и документальных фильмов из коллекции Международного Кинофорума «Золотой Витязь». Были организованы творческие встречи с известными артистами Николаем Бурляевым, Борисом Щербаковым, Алексеем Петренко, Зинаидой Кириенко, Владимиром Гостюхиным и другими. В библиотеке им. М. Горького состоялась конференция «Основы новой государственной культурной политики», в которой приняли участие гости фестиваля, чиновники, деятели культуры Пермского края, представители Пермской епархии. В рамках фестиваля состоялось открытие первого на Урале киноклуба МЧС России. На торжественной церемонии открытия Николай Бурляев отметил связь между деятельностью МЧС и деятельностью киноклуба «Золотой Витязь»:

«МЧС спасает жизни — «Золотой Витязь» призван спасать души!».

Консервативный поворот?

Фестиваль «Золотой Витязь» формирует консервативную повестку дня. Среди почетных попечителей «Золотого Витязя» — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и председатель Российского фонда культуры и Союза кинематографистов РФ Никита Михалков. Президент фестиваля Николай Бурляев является членом Патриаршего совета по культуре, членом Общественного совета при Минкультуры РФ.

С начала 1990-х годов культурная политика государства получила либеральный вектор, стала носить прозападный характер (вплоть до того, что на высоком уровне обсуждалась латинизация русской письменности). Вектор либеральной культурной политики долгое время олицетворял своей деятельностью политтехнолог Марат Гальман, который с 2008 по 2013 год экспериментировал с культурой в Прикамье, заручившись поддержкой тогдашнего губернатора Олега Чиркунова.

Создание фестиваля «Золотой Витязь» в 1992 году шло вразрез с либеральным вектором на культурную интеграцию с Западом. Данное начинание по своей задумке и названию призвано было защищать традиции и традиционные ценности от наступления «коллективного гельмана». В отличие от многих своих коллег, Николай Бурляев последовательно отстаивал консервативный вектор культурной политики. Организацию в 1992 г. первого фестиваля «Золотой Витязь» Николай Бурляев сравнивает с созданием колокола:

«Мои внутренние переживания и сомнения в дни подготовки к Фестивалю были сродни страху моего героя Бориски, отливавшего в «Андрее Рублёве» свой первый колокол…Я декларировал высокий девиз, добился поддержки «князя», оповестил общественность, суечусь, не сплю ночами… «А колокол-то и не зазвонит…».

Но колокол зазвонил. И продолжает звучать, призывая к сплочению и к борьбе за возрождение духовности.

В 2012 году вектор государственной культурной политики стал меняться. Президент всё чаще стал говорить о защите традиционных ценностей. Уже в 2013 году консервативный тренд приходит в Прикамье: с поста директора пермского Музея современного искусства PERMM был уволен Гельман, что стало определенным символом поворота в культурной политике на местном и федеральном уровнях. Оказавшись на обочине культурного и политического процесса, Гельман уехал из России. Но сформированная при Гельмане и Чиркунове команда осталась и постепенно от обороны перешла в наступление, обвиняя Минкульт Пермского края в отсутствии продуманной культурной политики, новых идей и мероприятий.

В этом контексте проведение фестиваля «Золотой Витязь» можно рассматривать как закономерный ход Минкульта в ответ на выпады со стороны соратников Гельмана. Ведь фестиваль «Золотой Витязь» — это и новое событие, это и обсуждение основ и стратегии развития культурной политики в России, это и попадание в современный политический тренд.

Колокол

Кинопоказы, встречи с известными артистами, открытие киноклуба — это всё точечные тактические действия, направленные на укрепление консервативного вектора в культуре. Можно ли из этого набора сформировать культурную альтернативу постмодернистским экспериментам, фабрикой которых во многом продолжает оставаться Музей современного искусства PERMM? Кстати, эксперименты эти до сих пор оплачиваются из бюджета, а сам музей планируют вернуть в отреставрированное здание Речного вокзала (туда, где он Гельманом и создавался). А какое отношение постмодернистские эксперименты имеют к основам и стратегии культурной политики России?

Государство делает акцент на защите традиционных ценностей. Консервативные силы получили новые возможности. Но можно ли с охранительских и оборонительных позиций переиграть постмодернистов? Опыт борьбы с культурной политикой «коллективного гельмана» в Перми показывает, что без стратегической и концептуальной новизны создать культурную альтернативу — а значит, и победить — не получится.

Защита традиционных ценностей необходима, и роль консервативных сил в отстаивании этих ценностей огромна. Но сохранения отечественного культурного наследия недостаточно. На современный вызов постмодерна не получится адекватно ответить оружием, которое было создано в другое время и для других вызовов. На главном поле битвы — битвы за молодежь — консерваторы, не выработавшие и не предъявившие стратегической новизны, рискуют потерпеть поражение. А поражение это будет означать разрыв поколений, нарушение преемственности и постепенное забвение традиций. Как угодно можно относиться к постмодерну и постмодернистам, но они эту новизну предлагают и успешно «впаривают» подрастающим поколениям. Более того, вся современная жизнь пронизана постмодерном, который процветает на ТВ, в кино, в рекламе, в жизни общества. В этой «ситуации постмодерна» выросло поколение 90-х, которое уже начинает воспитывать своих детей в таком же ключе. Постмодернистский морок пронизывает всё вокруг, и сам собой он не рассеется.

В этом смысле война за культуру и молодежь продолжается. Просто война вышла на новый этап, когда государство сменило приоритеты. Главный вопрос сегодня — найдутся ли силы, способные сформировать культурную альтернативу и вывести борьбу за нравственные идеалы общества на новый концептуальный уровень? Именно через призму этих вопросов я смотрю на проведение фестиваля «Золотой Витязь» в Перми. Николай Бурляев, подобно своему герою Бориске из фильма Андрея Тарковского, отлил свой колокол (фестиваль «Золотой Витязь»), который звонит в набат и призывает деятелей культуры на главный бой с постмодернистским мороком. Как отзовутся на этот призыв местные консервативные силы, представителей которых собрал Минкульт в рамках обсуждения «Основ культурной политики» за круглым столом в библиотеке им. Горького?

Вызовы и ответы

Современные вызовы, стоящие перед нашей странной, требуют от гражданского общества высокого уровня консолидации, создания культурной альтернативы и выработки стратегических ответов.

В 2012 году я принимал участие в организации круглого стола, на котором деятели культуры и искусства, общественные деятели выступили единым фронтом против культурной политики Чиркунова-Гельмана-Мильграма. По итогам того круглого стола было составлено обращение к губернатору Пермского края, один из главных пунктов которого касался создания общественного совета при краевом Минкульте. Спустя какое-то время этот совет был создан. Говорят, что он даже периодически собирается. Может ли он стать такой интеллектуальной площадкой, которая объединит представителей различных патриотических сил для выработки стратегических и тактических решений. Пока я не вижу к этому оснований.

Я не вижу, чтобы сегодня всерьез обсуждали необходимость создания культурной альтернативы. А ведь этот важнейший, как уже было сказано, вопрос был вынесен на повестку дня ещё в 2013 году, когда на сайте «Суть времени — Пермь» была опубликована статья Ильи Роготнева «Культурная альтернатива», в которой он наметил основные принципы этой альтернативы и пригласил представителей интеллигенции к их обсуждению.

В 2015 году состоялся круглый стол «Интеллигенция в XXI веке: вызовы и ответы», где обсуждались главные угрозы, стоящие сегодня перед нашей страной. Помимо общих идей, предлагались конкретные проекты для решения конкретных задач — например, создание в Перми «Политехнического музея», вокруг которого можно было бы выстраивать новую культурную политику.

Тема вызовов и ответов легла в основу дискуссионного клуба «Искания», на заседаниях которого обсуждаются и прорабатываются главные смысловые вопросы, стоящие на сегодняшней повестке дня.

Какие стратегические ответы и тактические решения может предложить фестиваль «Золотой Витязь» в Перми? Сможет ли он стать точкой отсчета для собирания и консолидации местных консервативных сил, создания новых проектов, проработки и реализации новой стратегии? Это станет понятно в ближайшее время. Всё в руках пермских деятелей искусства и культуры.  

Никита Федотов

 

 

Читайте также:

Пермские музеи: вызовы и ответы

Культурная альтернатива

Интеллигенция в XXI веке: вызовы и ответы

 

 

 

Оставить комментарий

*