АльтерМузей “АнтиПилорама”

Суть проекта «Антипилорама» заключалась прежде всего в том, чтобы предоставить альтернативную точку зрения на процессы, происходившие и происходящие в нашей стране. Если бы «Суть времени» просто вписались в чужой формат и ограничились вопросами на дискуссиях, это бы сделало заявленный проект провальным. Тогда нас можно было с полным правом объявить «участниками» «Пилорамы-2012», как это уже попытались сделать. Участие «Сути времени», патриотического движения, наиболее громко заявившего о себе как о третьей силе, альтернативном протестном поле, легитимировало бы всё происходящее. Поэтому мы реализовали свой формат, воплотив его в виде собственного музея, выставки «Антипилорама».
Уже с самого утра после приезда участники лагеря «Антипилорама» приступили к монтажу выставки и водружению знамен.

Выставка включала:
1. Фотографии проекта «20 лет без СССР».

2. Выставка «советский идеал», которая демонстрировала идеальные устремления советского общества и его достижения.

3. Выставка «Репрессии Запада», презентовавшая материалы, свидетельствующие о гораздо более жестоких и многочисленных, чем в СССР, репрессиях в странах Запада.

4. Выставка политической аналитики текущей общественно-политической ситуации.

5. Выставка, вскрывающая реальные мотивы и источники финансирования таких либеральных форумов как «Пилорама», их организатора общество «Мемориал» и либеральных активистов и «правозащитников».

6. Результаты масштабных социологических исследований АКСИО-1 и АКСИО-2 об отношении граждан России к программе десоветизации и к советскому прошлому соответственно.

Над полем возвышались издалека заметные баннеры «Антипилорама», «СССР 2.0» и развиваемые бурными порывами ветра красные флаги.
null
Завидев это, волонтеры пришли к нам в лагерь с претензиями по поводу недопустимости партийной символики. Однако мы сразу же поинтересовались легальностью свободно разгуливающих в «фирменных» куртках членов партии «Яблоко», «справедливоросов» и даже коммунистов из КПРФ. При этом намекнули, что из этой компании только мы действительно не демонстрируем «партийную символику», ибо никакой партии «Суть времени» пока не существует. Также сообщили, что, если нас принудят свернуть знамена, мы тогда потребуем снять соответствующую символику со всех отличившихся. Организаторы отступили. Однако что уж говорить, нам льстит, что «Суть времени» стала партией de facto, раз уж её считают партией de iure.
Стоит отметить, что, помимо запретов партийной символики, в инструкциях присутствовал запрет на употребление алкогольных напитков, который с готовностью нарушался в 90% случаев. Подобный расклад на «Пилораме» сохраняется вот уже который год. Но, вероятно, гораздо важнее для организаторов сохранить и преувеличить популярность мероприятия, а не строго блюсти заданные правила. С другой стороны, как заявили сами организаторы «Эху Москвы» в Перми, озвученные правила относятся именно к территории музея, а не к палаточному лагерю. Тогда возникает вопрос: на каком основании нам предъявляли претензии вообще? И почему же тогда партия «Яблоко», очевидно, как «более равная» из равных, позволяла себе не только использовать свою символику прямо в дискуссионных павильонах,

но и открыто производить агитацию. Первый случай такой агитации произошел на дискуссии «Женщины и современная гражданская активность», когда всем пришедшим предлагалось скушать яблочко, почитать программку партии «Яблоко» и подивиться их продуманной «социальной рыночной экономике». Второй случай, просто поражающий своей непосредственностью, произошел на дискуссии «Кодекс гражданского сопротивления». Активист «Яблока» встал и попытался рассказать о прелестях программы своей партии. Потом призвал всех, кто сейчас формирует множественные либеральные оппозиционные партии, не размениваться, а всех строем вступать в его партию. «Чем вас “Яблоко”-то не устраивает?» — вопрошал возмущенный молодой человек. К чести членов президиума, его очень тактично и изящно осекли, при этом, правда, нахвалив «Яблоко».

Очевидно, что правила «Пилорамы» сформулированы ровно так, чтобы можно было, во-первых, предъявлять претензии к отдельным приезжающим, во-вторых, в случае обвинений со стороны СМИ в неспособности контролировать ситуацию, резко сокращать свою сферу ответственности.

Не успели наши участники смонтировать выставку, как стали приходить первые посетители. Подошедшим мы раздавали газеты «Антипилорама» и «Суть времени — Екатеринбург», составленные пермскими и свердловскими товарищами соответственно, а также листовки с информацией о ВТО, ювенальной юстиции и результатах опроса АКСИО. Остававшиеся в лагере дежурные беседовали с посетителями в случае возникновения вопросов.

Это общение с интересующимися выставкой гостями значительно активизировалось после того, как большинство наших товарищей вернулись с территории музея после завершения дискуссий. Кроме того, к вечеру поток посетителей возрос в несколько раз. Стали образовываться многочисленные “очаги” разговора, к которым подтягивались интересующиеся слушатели. Некоторые “очаги” были достаточно стабильными при постепенной смене участников, другие распадались и формировались заново.

null
null
null
Впечатления от общения с людьми, приходившими на выставку «Антипилорама», очень интересно и подробно описаны в ряде статей наших участников [1, 2]. Хотелось бы отметить несколько общих моментов. Во-первых, для нас оказалось поразительным, что людей очень сильно привлекали фотографии выставки «20 лет без СССР», которые были развешены по периметру нашего импровизированного полевого музея. Подавляющее большинство посетителей внимательно и по порядку рассматривали изображения, часто фотографировали их на свои фотоаппараты. Во-вторых, как ни странно, людей заинтересовывали даже те стенды, на которых практически не было привлекающих ярких картинок, но изобиловал текст. Пришедшие на выставку часто внимательно читали наши плакаты с анализом программы «Об увековечивании памяти жертв тоталитарного режима и национальном примирении» и информацией о масштабах репрессий в «гуманных» и «толерантных» странах Запада. Наши гости вели себя довольно спокойно и корректно, предлагаемые газеты принимали с благодарностью и интересом. Часто вступали в дискуссии, либо повествуя о том, что в СССР качество жизни было значительно выше, либо с негодованием рассказывая о родных и близких, подвергшихся репрессиям. И в тех, и в других случаях мы, как правило, сходились на том, что в советской системе ошибок было довольно много, но тем не менее СССР – это наше великое прошлое и ценнейший исторический опыт. Были экзотичные (но не единичные) отзывы типа:

- ”Антипилорама”? Здорово! Я за все, что ”анти”!.

Некоторые посетители спрашивали про наших спонсоров, и, получая ответ, что вся наша работа проводится исключительно за счет своих средств, сначала не верили. Потом, после непродолжительного разговора, эти люди приходили к мнению типа «ну хорошо, конкретно вы – это видно – бескорыстные, но все равно всё это не случайно». Нам прекрасно понятны эти воззрения: 20 лет ущербной криминализованной «рыночной экономики» убили веру в энтузиазм и практически уничтожили сам этот энтузиазм. При этом движение «Суть времени» — это как раз часть того небольшого «практически», которому и придется восстанавливать это повреждение и прежнюю веру в Человека. Однако, не секрет, что и альтруизм, и энтузиазм сегодня настойчиво и безапелляционно привязываются к крови, авторитаризму и тоталитаризму, что, в частности, было прекрасно продемонстрировано г-жой Стародубровской на дискуссии «Будут ли политические реформы способствовать политической конкуренции?»:

- Но если мы будем ждать, пока у нас вырастут альтруисты… Вот если альтруисты, у нас может быть авторитаризм, тоталитаризм, демократия… Вот если конкуренция… Конкуренция — это такая чудесная вещь, когда люди защищают собственные интересы, и это получается защитой общественного. - заявила Ирина Викторовна.

Подходили работники различных краевых СМИ: из Чайковского, Березников. Работники пермских информационных порталов также взяли интервью у наших товарищей.

Посетили нашу выставку и организаторы «Пилорамы-2012». Большинство из них знакомились с материалами молча, некоторые вступали в полемику, обвиняли нас в провокации. В ответ на это мы говорили о необходимости предоставления альтернативной точки зрения, без которой все происходящее – не более чем пропаганда. Как и в прошлом году, многие волонтеры, искренне желающие помочь пострадавшим людям, яростно отстаивали «Мемориал». Они заявляли о том, что, если государство на эти цели деньги не дает, то у американцев и европейцев брать можно и даже нужно. При этом довольно сложно было объяснить, что, прикрываясь благими целями и совершая точечные благие дела, работники объединения «Мемориал» и их западные спонсоры осуществляют «культурное», «духовное» умерщвление России. Это отдельный сложный вопрос, требующий разбора и тонкой проработки в дальнейшем. Нам ещё неоднократно придется столкнуться с подобными доводами, поэтому необходимо быть к ним готовым. Необходимо уметь вежливо, бережно, просто и непротиворечиво показать людям, искренне болеющим за свое дело, истинный расклад. Мы должны предложить им альтернативу, должны максимально помочь их устремлениям совершать добро, не загасив эти ценнейшие огоньки скепсисом. Слишком уж мало сегодня этих огоньков, поэтому беречь надо каждую искорку.
За все время экспозиции, наш альтерМузей посетило более 1000 человек. Об этом можно было судить как по результатам непосредственных подсчетов, так и по количеству розданных газет. Это в несколько раз превысило прошлогодний эффект, поэтому мы можем с уверенностью говорить, что проект полевого музея удался.

 

 

Оставить комментарий

*