Призрак Гельмана бродит по PERMMи

Вокруг музея современного искусства PERMM – детища Марата Гельмана в Перми, разгорается скандал. В СМИ появилась информация о прокурорской проверке данного учреждения. О предпосылках скандала можно прочитать в статье Олеся Гончара «Гельман уехал, а PERMM остался» и репортаже nakanune.ru  Неужели для кого-то эта ситуация стала неожиданностью? Этот скандал стал закономерным результатом игры в компромисс Министерства культуры Пермского края с защитниками культурной политики Гельмана.

После отставки губернатора Чиркунова в 2012 году, Гельман не отправился вслед за своим покровителем, а продолжил свои эксперименты при губернаторе Басаргине. Не ушёл вслед за своим другом губернатором и ещё один идеолог «Пермского Проекта» — Борис Мильграм (курировавший при Чиркунове данный провалившийся эксперимент). Он вернулся на должность Художественного руководителя драматического театра, который был им переименован в «Театр-Театр». Судя по этим странным решениям, между краевой властью и идеологами «культурной революции» был достигнут определенный компромисс. Результатом этого компромисса стал грандиозный скандал, который произошёл в связи с одной из выставок, организованной в рамках  фестиваля «Белые ночи». Скандал очень быстро вышел на федеральный уровень, спровоцировав шквал информационных ударов по Гельману и по губернатору Басаргину.

Та история закончилась тем, что выставка была свернута, а Гельман был уволен с поста директора музея современного искусства PERMM министром культуры Пермского края Игорем Гладневым. Гельман уехал, а его детище – PERMM, его соратники и последователи остались. Казалось бы, что история с провокациями и экспериментами Гельмана должна была закончиться, тем более что тренд государственно культурной политики серьезно изменился. Но пермские власти вновь решили испытать политическую фортуну, пошли на новый компромисс с соратниками и последователями Гельмана. Более того, музей PERMM не только получил в своё пользование новое здание (здание Речного вокзала так и не было отреставрировано при Чиркунове), но и сохранил своё название, отсылающее нас к временам «культурной революции».

И к чему привел этот компромисс? Против Министерства культуры Пермского края была организована информационная кампания. И это происходит в ситуации, когда министр культуры Игорь Гладнев, занимается реализацией основ государственной культурной политики (об этом постоянно говорит не только сам Гладнев, но и его противники), направленной на защиту традиционных ценностей, идентичности, культурной матрицы народа. Получается, что это не просто информационная атака, направленная на отдельного чиновника, а атака на основные принципы федеральной государственной политики в сфере культуры.

Соратники Гельмана, сохранившие свои места после его ухода, отплатили Минкульту новыми скандалами.  Они начали провоцировать в сфере культуры новые конфликты и предложили отправить в отставку министра культуры Пермского края Игоря Гладнева, уволившего Марата Гельмана и постепенно сворачивающего его провокационные проекты. Некие люди, критикуя деятельность Игоря Гладнева,  призывают губернатора Басаргина вернуться к провалившемуся проекту Гельмана, который идет вразрез с федеральной политикой в сфере культуры (кстати, Гельман это сразу понял и уехал из России). Всё это выглядит, как большая провокация, одним из главных участников которой является Борис Мильграм – соратник Гельмана по реализации «Пермского проекта». А детище Гельмана – музей современного искусства PERMM гремит скандальной выставкой в стиле своего создателя. В 2013 году подобный скандал, связанный с провокационной выставкой Слонова, закончился увольнением Марата Гельмана и новым раундом игры в компромисс. Пока не понятно, чем закончится этот раунд, но подобные игры в дальнейшем могут привести к серьезным политическим издержкам.

Никита Федотов

 

Оставить комментарий

*