Михаил Пиотровский о Политехническом музее в Перми | Суть времени — Пермь и Пермский край

Михаил Пиотровский о Политехническом музее в Перми

Михаил Пиотровский

С 28 по 30 октября Пермь стала центром музейной жизни страны: в городе прошли сразу два значимых события – Президиум Союза музеев России и всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Мост памяти. Эшелоны идут на Восток». В качестве президента Союза музеев России Пермь посетил и директор Государственного Эрмитажа, академик РАН Михаил Пиотровский. Пресс-конференцию перед заседанием Президиума Союза музеев России с участием Пиотровского удалось посетить и мне.

На пресс-конференции говорили о любви к Перми музейного сообщества России, о белых пятнах в истории музейного дела за период Великой Отечественной войны. Коснулись и проблем музеев Пермского края: со словами «Не всё, наверное, гладко…» Михаил Пиотровский отметил сложную ситуацию с музеем политических репрессий Пермь-36, с музеем современного искусства, а также непростое положение Пермской художественной галереи.

В ответах на вопросы журналистов академик затронул многие темы нашей современности  и недавнего прошлого. Комментируя, например, свое отношение к гельмановским «красным человечкам», он задался вопросом «Есть ли смысл выносить музейное в город, в городское пространство?». Но при этом заметил, что искусство зачастую нужно «навязывать», как это делал Петр I, заставлявший подданных смотреть на привезенную им Венеру Таврическую. Пиотровский не осуждает провокативность искусства, но считает, что в этом деле не нужно переходить грани дозволенного, принятые в обществе правила. Между прочим, Пиотровский рассказал о существующем в музейном сообществе плане (весьма спорном) по созданию музея Романовых в Перми.

На вопрос о том, как он оценивает вклад музеев техники в дело сохранения культурного наследия нашей страны, а также каков, на его взгляд, потенциал Перми для создания Политехнического музея, Михаил Пиотровский отметил огромное значение музеев техники для нашей культуры, для сохранения нашей истории. Он напомнил о высокой значимости музеев в оценке нашего великого философа и библиотекаря Николая Фёдорович Фёдорова и также о высокой эстетической ценности экспонатов политехнических музеев. Поэтому Союз музеев России активно сопротивлялся закрытию Политехнического музея в Москве. По поводу Перми Михаил Борисович заметил, что в культурном коде Перми, в ее «ДНК» так сказать, находятся два феномена — это Строгановы и Промышленность, Технологии. Технические вопросы, техническая эстетика при этом гораздо ближе пермякам, промышленный мир уже стал частью пермского характера, что можно понимать как часть пермской самоидентификации.

Следует напомнить, что идея Политехнического музея в Перми обсуждается с 2012 года. Многие работники музеев техники поддерживают эту идею, справедливо усматривая в ней шаг вперед в развитии музейного дела нашего города. Создание Политехнического музея безусловно благотворно скажется на имидже Перми, а также поспособствует привлечению подрастающего поколения в инженерно-техническую сферу, привлечет на предприятия новые кадры (в которых предприятия сейчас остро нуждаются).

Идея создания Политехнического музея актуальна до сих пор. Так, на круглом столе, прошедшем 21 октября в центральной краевой библиотеке им. А.М. Горького, было высказано предложение разместить Политехнический музей в здании Речного вокзала на Перми-I после его реконструкции.
 

Алексей Каменских

 

 

Читайте также:

Пермские музеи: вызовы и ответы

«Есть глянцевая культура, а есть реальная…»

Ядро пермской культуры

В Пермской краевой библиотеке им. А. М. Горького состоялся круглый стол «Интеллигенция в XXI веке: вызовы и ответы»

 

 

 

Оставить комментарий

*