Гельман уехал, PERMM остался

Гельман уехал, PERMM остался

На прошлой неделе побывал в музее современного искусства PERMM. Хотел посмотреть, как там нынче без Гельмана. Знакомые рассказывали, что «культурная революция» (так и хочется сказать «майдан») в отдельно взятом музее продолжается. И не соврали…


Всё лучшее — детям

На входе меня встретили брошюрки для детей. В одной из них (возраст не указан) описывалось, как надо понимать следующий «шедевр» гражданина Мамедова.

пародия на Тайную вечерю

Это, оказывается, «сцена оплакивания тела Иисуса Христа». Не очень понятно, почему оплакивают тело, а не самого Христа, ну да спишем на косноязычие. Гораздо хуже, что по композиции это совершенно очевидно, не «сцена оплакивания», а пародия на Тайную вечерю. Тем более, что «апостолов» тут 12, а в оплакивании Иуда принимать участия не мог, т.к. к тому моменту уже удавился. Мертвый Христос на вечере, т.е. на трапезе, на хирургическом столе — это что, буквальное прочтение «тела и крови»?.. В общем, православные, оценят, полагаю.

буклет

В брошюрке сообщается также, что кривляющиеся на фотографии актеры — обладатели синдрома Дауна, и что автор сравнивает их таким образом со святыми. Это, видимо, очень по-христиански для гражданина Мамедова — взять больных людей и использовать их в своей отвратительной затее.

И ещё, насчет «юродивых». Юродство — это намеренное поведение в стиле сумасшедшего. Т.е. большинство настоящих юродивых внутренне были вполне вменяемыми.

Надо сказать, что у гражданина Мамедова это не первая пародия на Тайную вечерю. Нашел и вот такую:

пародия на Тайную вечерю

Здесь уже и Христос, видимо, сыгран кем-то больным.

Едем дальше. В другой брошюрке, для детей 5-7 лет, внимание ребенка привлекается к выставке кукол-«трансформеров» (или как это правильно называется?).

буклет

буклет

К счастью, откровенную похабщину на момент моего посещения уже куда-то убрали.

Куклы

Куклы

Но и оставшиеся «инсталляции» я бы детям показывать не стал.

Куклы

Куклы

Куклы

Как говорили певцы постмодернизма, это (постмодернизм) — «поэтика благополучно состоявшейся смерти и игра посмертных масок». Ну, вот оно, воспевание смерти гуманизма. Если раньше человеческим телом любовались, то теперь над ним глумятся. Кроме того, если детская игрушка символ невинности, детства, то что значат вот эти откровенные позы и изуродованные куклы? Что кто-то ненавидит детей и практикует педофилию? А кто? Кто злодей в данном «произведении», и есть ли в нем вообще осуждение? Я привык думать, что распространение без, так сказать, комментирования, без высказывания одобрения или осуждения  — это пропаганда (собственно, propago значит «распространяю»). На мой взгляд, автор инсталляции пропагандирует насилие над детьми и педофилию.

У организаторов, впрочем, свой взгляд на данную выставку:

«Эта работа Вусала Рагима посвящена знакомой художника, Саре. У неё было очень сложное детство (травмы, насилие). Поэтому куклы как символ детства изображены такими исковерканными».

Оказывается, экспонат символизирует чью-то детскую травму. Кто виновник травмы, где осуждение насилия — ничего не сказано.

«Работу Вусала Рагима, действительно, сложно назвать позитивной. Однако дети на экскурсиях и во время индивидуальных посещений часто подходят к ней, экспонат вызывает у них очень пристальное внимание… В путеводителе мы спрашиваем у ребёнка, какие эмоции вызывает экспонат. И многие дети абсолютно ничего не говорят ни о страхе, ни об отторжении. Наверное, потому, что они постоянно экспериментируют с игрушками, как и автор работы Вусал Рагим — меняют причёски, отрывают головы, присоединяют части одной игрушки к другой. Для ребёнка это нормальное исследование форм и свойств материалов, дети не пугаются получившихся «монстров»…»

Зато детям, видите ли, интересно. Они, видите ли, и сами постоянно игрушки ломают (и складывают в непотребных позах, да?). Т.е. надо им показать, что это правильное занятие — ломать. Лучше бы уж из конструктора что-то изготовили.

Кстати, о невинности. На втором этаже меня ждали новые креативы:

Красное

Красное

Тут, чтобы не было сомнений, изображена «абсурдность и травматичность желания сохранить невинность». Да, я забыл сказать, что на первом этаже были также брошюры для похода в музей с детьми до 3-х лет.

буклет

буклет

Между прочим, я там заметил несколько ценителей с детьми младшего школьного возраста. Куда смотрит детский омбудсмен Миков!? Впрочем, он же за секспросвет

Так что его бы и эти «нетленные» произведения не смутили, наверное:

непотребство

непотребство

непотребство

Это уже третий этаж. Там тоже самое мерзкое к моему приходу куда-то спрятали, и в инете я этих фотографий больше найти не смог.

Про деньги

Вся эта радость обходится бюджету более чем в 53 миллиона рублей ежегодно. Для сравнения бюджет Пермского краеведческого музея со всеми его филиалами (Диорама, Дом-музей Славянова и т.д.) в 2013 году составил 87 миллионов рублей. При этом общая посещаемость PERMM составила порядка 82 тыс. человек, согласно отчету за 2013 год. Есть, правда, альтернативные данные, основанные на интервью с работниками рекламно-информационного отдела и говорящие о том, что в среднем посещаемость PERMM в 2013 году составляла около 3500 человек в месяц, т.е. только 42 тыс. человек в год. Посещаемость краеведческого музея в 2013 году  — 205 тыс.

При этом обратите внимание, что в среднем по краевым учреждениям культуры зарплата в 2012 году составляла 22366 рублей (см., например, здесь, стр. 12). А средняя зарплата в PERMM, согласно отчету за 2013 год (год разницы, думаю, не сильно исказит картину), составила 43722,69 рублей. И это хорошо, работники культуры должны получать достойное вознаграждение. Вот только возникает вопрос, за какие заслуги такая разница? Или это, как обычно, «средняя температура по больнице»? Тогда вопросов ещё больше…

Сейчас музей современного искусства жалуется на высокую стоимость аренды (порядка 15 млн. руб. в год) и хочет переехать назад, в здание Речного вокзала, которое по площади больше раза в три, чем здание на бульваре Гагарина. Ясно, что в этом случае бюджет будет тратить на размещение очередных креативов сомнительного качества никак не меньше, чем сейчас, ведь казна лишится возможного дохода с аренды реконструированного вокзала (впрочем, я-то считаю, что там надо создать новый музей — Политехнический). Между прочим, год назад планировалось, что под нужды PERMM будет переоборудовано и отремонтировано бывшее трамвайное депо в Разгуляе, и что с этими планами?

На мой взгляд, PERMM надо найти более дешевое помещение и умерить его финансовые аппетиты сообразно как уровню его востребованности, так и уровню его "экспонатов". Если Перми вообще нужен этот музей.

Противоречие

Интересно, что директор PERMM Елена Щербакова поддержала краевого министра культуры Игоря Гладнева, когда на него пошла атака со стороны остатков местной гельманской тусовки. При этом, мы видим, что на самом деле творится в музее PERMM. В то время, как позиция Гладнева, весьма четко обозначенная в интервью канадскому журналисту, явно далека от данной практики.

Это вызывает вопросы.

Директор не знает, что происходит в музее? Или не может на это повлиять? Кто тогда отвечает за выставки? Арт-директор Наиля Аллахвердиева и всё? Тогда почему она ещё занимает свою должность?

Директор на самом деле не поддерживает Гладнева, но её купили хорошим финансированием и обещаниями вернуть PERMM в Речной вокзал? Такое «вложение» я бы не назвал надежным. На таких людей нельзя опереться по-настоящему и не стоит принимать их поддержку всерьез.

Это такая «подстава», когда директор музея поддерживает Гладнева, музей устраивает похабные выставки, на которые недалекие родители водят детей, а потом все показывают на министра, как на покровителя этого заведения?

Считаю, это противоречие должно быть как-то разрешено, и чем быстрее, тем лучше.

Олесь Гончар

 

 

Читайте также:

Пермские музеи: вызовы и ответы

 

 

 

3 комментариев к записи “Гельман уехал, PERMM остался”

  1. Наталья Голикова:

    Мультфильм “История игрушек” (несколько частей, пр-во “Дисней”) детям показывать категорически нельзя, причем, ни в каком возрасте. Я была в этом уверена и убедилась еще раз, увидев, что он рекомендуется авторами брошюрок-рекламок музея “PERMM”. Моему сыну-первокласснику, как и многим детям, от имени мэра г.Перми был подарен в школе на 1 сентября конверт с билетами и рекламными брошюрами пермских музеев. Что характерно, опубликованной здесь брошюрки в комплекте не было, хотя она повторяет общий стиль оформления. Неизвестно, почему такой распиаренный “музей” в список не попал, но я рада, что не попал, это бы отравило такой, в целом, хороший подарок. Считаю, что заведение “PERMM” следует закрыть (и все “экспонаты” выкинуть на помойку, где им самое место), а помещение передать под что-нибудь полезное и нужное людям.

    • Ольга:

      Вы с ума сошли — закрыть. Все вам закрыть. А как же он деньги будет зарабатывать? Или отрабатывать, судя по последней картинке?

      Предлагаю скинуться и открыть для этих “деятелей искусства” публичный дом — пусть удовлетворяют там свои потребности, не показывая свою опошленность приличным людям.

  2. Денис:

    Прочитал- посмотрел- жесть. Каких туда детей водить? Голимая похабщина.

Оставить комментарий

*