Фокус на образовании

Рубрика: Родительское сопротивление

Второй съезд РВС

12 июля 2015 года в Москве в Концертном зале им. Чайковского прошел второй съезд «Родительского всероссийского сопротивления», организации, фактически представляющей родительское крыло движения «Суть времени». Первый, учредительный, съезд РВС состоялся 2 февраля 2013 года в Колонном зале Дома Союзов и касался, прежде всего, проблемы ювенальной юстиции в России. Это событие было отмечено визитом президента России В.В. Путина. В своем выступлении он выразил солидарность с родительской общественностью, обеспокоенной негативной практикой вторжения чиновников в семью, а также непрекращающимися попытками закрепить в российском законодательстве те или иные ювенальные нормы. Съезд стал своего рода переломным моментом в истории всего антиювенального родительского движения. Впервые на самом высоком уровне прозвучало намерение отказаться от навязываемых нам западных ювенальных норм.

Главной темой второго съезда РВС стали проблемы образования в России.

О том, что отечественное образование находится сегодня в глубоком кризисе, говорят многие специалисты и обыватели. Мнения и отзывы отдельных людей, безусловно, важны, однако, формируя всероссийскую повестку дня по данному вопросу, необходимо опираться прежде всего на мнение большинства. Именно поэтому в преддверии съезда активисты «Сути времени» и РВС провели масштабный соцопрос на тему образования в России. В двухнедельный период было опрошено 24506 человек в 75 субъектах федерации. По результатам этого исследования стало возможным установить, каким должно быть образование в нашей стране, чтобы оно удовлетворяло запросам наших граждан и, напротив, какие черты современной реформы образования идут вразрез с интересами россиян.

Обработанные результаты опроса были представлены прямо на съезде 12 июля в докладе Ю.С. Крижанской, руководителя Агентства по культурно-социальным исследованиям общества (АКСИО) движения «Сути времени».

Сегодня распространено мнение о том, что наше общество слишком индивидуализированно, слишком неоднородно и разнонаправленно, а потому в нём невозможно выявить какого-либо выраженного единодушия по тем или иным вопросам, будь то российская история, семья, образование или что-либо ещё. Однако наши собственные (беспрецедентно масштабные и проведенные по всем правилам) социологические исследования всякий раз доказывают обратное. И последний опрос (АКСИО-6) здесь не стал исключением.

При анализе результатов сразу бросилось в глаза заметное неприятие нашими гражданами практически всех аспектов и направлений современной образовательной реформы. В первую очередь, был отвергнут известный тезис бывшего Министра образования А. Фурсенко о то, что главная цель образования — это «взрастить квалифицированного потребителя, который сможет правильно использовать достижения и технологии, разработанные другими», а не пытаться, как это делалось в СССР, «готовить человека-творца». Против «квалифицированных потребителей» как главного продукта школ и вузов высказались 55 % россиян (и только 14,7 % с этим полностью согласились). Тогда как критикуемая Фурсенко цель «воспитания человека — творца» нашла выраженную поддержку у 81,5 %.

Более двух третей наших граждан уверенно высказывались в пользу того, что образовательные учреждения должны «максимально развивать индивидуальные способности каждого человека» (76,9 %), способствовать «овладению культурой, системой знания, которую выработало человечество» (73,3 %), «воспитывать настоящего гражданина и патриота» (70,7 %). Однако, например, тезисы о том, что школы и вузы, прежде всего, должны воспитывать «успешных» людей, подготовленных к «безопасной жизни в современном высокотехнологическом мире», такой горячей поддержки не находили («ЗА» высказались 32,6 и 24,9 % соответственно).

АКСИО-6

АКСИО-6

Нас пытаются убедить в том, что главная задача школы — подготовить учеников к поступлению в вуз. В связи с этим, к примеру, выпускные и вступительные экзамены были объединены в пресловутом ЕГЭ, в то время как обучение старшеклассников полностью свели к натаскиванию их на решение соответствующих тестовых заданий. Однако, как оказалось, 76,5 % российских граждан настаивают на том, что школа должна выпускать «всесторонне образованных людей, имеющих базовые знания по точным, естественным и гуманитарным наукам», при этом 52,9 % ни в коей мере не согласны с тем, что школа — это всего лишь трамплин для поступления в вуз, а потому «всё остальное не так существенно». Вместе с тем, против объединения вступительных и выпускных экзаменов высказались 61,1 %.

АКСИО-6

С заметной настороженностью наши граждане отнеслись к активно внедряемым нынче (без спросу, разумеется) «новинкам» в виде т.н. «инклюзивного образования» и «полового воспитания». Под инклюзивным образованием подразумевается совместное обучение здоровых детей и детей с разнообразными физиологическими и умственными расстройствами. Производится это под благовидными лозунгами об «облегчении вхождения инвалидов в общество». Однако 44,5 % опрошенных настояли на том, что «дети с задержками развития должны учиться отдельно, в специальных школах», при этом 32,4 % высказали уверенный протест против инклюзивного обучения («ЗА» оказались только 16,9%). Что касается «полового воспитания» или, иначе, «сексуального просвещения», то 37,6 % респондентов указали, что таких предметов в школе ни в коем случае быть не должно.

Выраженный протест у граждан также вызвали тезисы о вариативности школьной программы, когда состав изучаемых предметов может быть различным, в зависимости от профиля школы, класса, а также от предпочтений учеников или их родителей. 57,9 % опрошенных настояли на том, что «программа обучения в школе и состав изучаемых предметов должны быть едины для всех, независимо от того, где дальше учащиеся хотят учиться и работать». При этом 74,9 % отметили, что государство должно гарантировать единые уровень и качество образования для всех, а потому «никому нельзя давать право менять программу обучения в школе». 67,7 % подчеркнули, что «нельзя, чтобы учащиеся или родители выбирали, какие предметы изучать, а какие — нет». Против ранней специализации учащихся, когда дети, «уже выбравшие профессиональную сферу, учатся в спецклассах или спецсшколах по специальным программам», высказались 42,5 %. Примерно столько же опрошенных (41 %) сочли неприемлемым распределение всех детей по интеллектуальным способностям с последующей дифференциацией уровня и характера их обучения.

АКСИО-6

Показательным оказалось отношение к трудовому воспитанию и вообще к труду в школе. С тем, что одной из важнейших задач обучения является привитие уважения к труду и умения трудиться, а потому учащимся необходимо участвовать в дежурствах и производственных практиках, согласились 74,7 % опрошенных. И только 10,2 % сочли, что школьников нельзя отвлекать от учебы на школьные работы разнообразного рода.
Если говорить об обучении в вузах, то подавляющее большинство респондентов (78,9 %) настояли на 5-летнем обучении с последующим выпуском готовых к работе специалистов. Тогда как навязанное нам вместе с Болонской системой обучение по программам бакалавриата (4 года) и магистратуры (4 + 2 года) нашло поддержку только у 27,6 % опрошенных граждан.

АКСИО-6

Но максимальный градус единодушия граждане проявили в вопросах о платности – бесплатности образования. В частности, мнение о том, что «среднее образование должно быть полностью бесплатных для всех, и его качество не должно зависеть от материальных возможностей родителей» уверенно поддержали 94 %. При этом 77,3 % сочли, что и высшее образование должно быть бесплатным, поскольку это непременное условие для скорейшего наращивания научно-технического потенциала нашей страны.

АКСИО-6

В целом, по результатам опроса становится ясным, что идеальной россиянам представляется именно советская школа и советские принципы организации образования. Стало быть, нынешняя реформа образования, что направлена на выраженную «вестернизацию» средней и высшей школы, на разрушение всех прежних образовательных стандартов и ломку всех основных принципов организации советского образования, категорически антидемократична. И, более того, она дает выраженный отрицательный результат. Его легко увидеть как на примере общего снижения уровня знаний, демонстрируемых выпускниками школ и вузов, так и на примере результатов международных олимпиад и международного тестирования.

Сегодняшние «реформаторы» и их апологеты, сумевшие хорошо устроиться в новых условиях, яростно проклинают «совковскую» школу и поют дифирамбы западной системе образования, которую мы нынче бездумно и неуклюже копируем. Выступающих против реформы учителей и родителей они обвиняют в закостенелости и старомодности, заявляя, что приверженность к советской системе образования — это их единичное, частное мнение, не имеющее особой силы. Результаты настоящего опроса отчетливо демонстрируют тот факт, что таково на самом деле мнение народа России. И мы, как большинство, имеем право настаивать на восстановлении базовых принципов той системы образования, которая когда-то считалась лучшей в мире.

Озвученные на съезде 12 июля результаты опроса были подкреплены многочисленными выступлениями преподавателей вузов, учителей и директоров школ, психологов, филологов, историков, политологов — целого ряда специалистов, имеющих непосредственное отношение к процессу образования.

Школьные педагоги с негативом отзывались о бесконечных сменах федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), под каждый из которых приходится заново переписывать программу. О сокращении преподавательских часов, выделенных на тот или иной предмет, при увеличении количества материала учебников. О возникающих из-за этого перегрузке учеников и падении мотивации к обучению. О вынужденном лицемерии, когда в отчетных документах учитель указывает одну программу, соответствующую новым учебникам и ФГОСам, а преподает по другой — дабы не перегружать учеников и не превращать свой предмет в бессмыслицу. О фактическом запрете труда в школе, негативно сказывающемся на процессе воспитания школьников. О постоянно растущей нагрузке учителей, никак не оправдываемой небольшими прибавками к зарплате.

Воспитатели дошкольного образования подчеркивали, что новые ФГОСы фактически запрещают процесс воспитания, который может быть истолкован как психологическое насилие над детьми.

Преподаватели вузов описывали разрушительные эффекты вступления России в Болонский процесс при полной неспособности «реформаторов» использовать его в наших собственных интересах.

Специалисты отмечали своеобразную шизофреничность попыток введения патриотического воспитания при одновременном превращении образования в услугу, предоставляемую за родительские или государственные деньги. Фиксировали внимание на порочности и бесперспективности бесконечного ориентирования на некие «образовательные минимумы». Критиковали новый «компетентностный» подход к образованию, когда вопрос о качествах выпускников школ и вузов решается на основе требований потенциального работодателя. При этом образовательные учреждения полностью теряют функцию передачи культурного опыта и воспроизводства национальной идентичности, а становятся просто своеобразными центрами по штамповке работников и потребителей, которым без разницы, в какой стране мира жить и работать.

Неоднократно звучала мысль, что нам необходимо не просто восстановить советскую систему образования, а, используя проверенные десятилетиями принципы, построить совершенно новую модель, удовлетворяющую требованиям сегодняшнего дня. Позволяющую ученикам справляться со всё возрастающими потоками информации при сохранении способности мыслить глубоко, широко и ясно. Эту задачу можно назвать своего рода национальным приоритетом, без выполнения которого невозможно встать на рельсы восстановления России и возвращения ей былого могущества.

Лариса Магданова

 

 

Читайте также:

Россия в Болонском процессе

II Съезд РВС

Заметки о II Съезде Р.В.С

Российское образование. Начиная разговор

 

 

 

Оставить комментарий

*