Кинематографистам-патриотам необходима поддержка!

Не уйдем

В связи с последними скандалами вокруг антипатриотических и антиисторических фильмов “4 дня в мае” и “Служу Советскому Союзу”, на повестке дня стоит вопрос о патриотическом кинематографе. Все большему количеству людей становится понятно, что есть определенный заказ и государственная поддержка пошлых и антипатриотических   фильмов. Еще одним подтверждением этого стало открытое письмо молодых кинематографистов, в котором они говорят о том, что “в последнее время мы все чаще становимся свидетелями тенденций, наметившихся в наших образовательных и фестивальных структурах, способствующих пропаганде и распространению кинематографических произведений, несущих безнравственность и пошлость, вызывающих отвращение к нашему кинематографу, народу и всему Отечеству, произведений, выполненных без какого либо понимания профессии и осознания социальной ответственности перед обществом”. И эти тенденции необходимо переламывать, если мы хотим защитить культурные основы нашей страны и историческое достоинство нашего народа.

Десятки разгромных статей на псевдоисторические фильмы были написаны и тысячи писем были отправлены в адрес телеканала НТВ, на котором планировался их показ. Широкие патриотические силы объединили свои усилия  в борьбе с данными кинофальшивками. Если победа куется в обороне, то достигается она в атаке. Чтобы переломить антипатриотические тенденции в информационном поле, необходимо всеми силами поддерживать кино патриотическое, создание и показ которого очень часто замалчивается СМИ. Эта поддержка может выражаться в виде статей, анонсов, рекомендаций, которые можно будет распространять для привлечения внимания к кинолентам, которые, по словам молодых кинематографистов,  несут “нравственные ценности и положительные эмоции”, дают “свет и надежду”.

Год назад я написал рецензию на четырехсерийный телевизионный фильм “Крепость” (“Бресткая крепость”) , который считаю одним из самых достойных внимания фильмов, созданных за последние годы при участии отечественных кинематографистов.

“ВЕДЕМ БОЙ!

Показ четырехсерийного фильма «Крепость» на первом канале был приурочен ко Дню памяти и скорби. Это совместная работа Беларуси и России, посвященная четырем дням обороны Брестской крепости.

Когда я собирался смотреть этот фильм, то уже заранее готовился к очередной фальсификации исторических событий, связанных с началом войны. Но сюжетная линия, символы и смыслы фильма, на мой взгляд, перекрыли все отдельные проблемные моменты. Осевая линия фильма – связь поколений – дед и внук, связь времен – прошлое и настоящее. И на примере событий в Беларуси, которая находится сейчас в экономической, политической и информационной осаде, возможно провести параллели с осадой Брестской крепости. Именно на основных смыслах и символах фильма я хотел бы остановиться.

Время сохранять имена

Я охарактеризовал бы многосерийный фильм крепость двумя словами: фильм-посвящение. И дело даже не в том, что каждая из четырех серий начинается со слов посвящения «памяти героев Брестской крепости, памяти всех тех, кто защищал нашу Родину». Смысл истинного посвящения заключен в сохранении имен.

«Тебя как зовут, сынок?» – спрашивает майор умирающего молодого парня, совершившего несколько минут назад подвиг. Последнее, что срывается с губ героя: «Лейтенант Акимов». Закончился бой, и Акимов в нем сделал то, что должен был сделать – совершил подвиг. Подвиг воплотился в поступке и должен сохраниться в имени, чтобы не раствориться, не исчезнуть. Ведь энергия самопожертвования, заключенная в имени, мощнее любого оружия. Акимовы, Матросовы, Космодемьянские дойдут до Берлина вместе со всеми, у всех на устах.

Так и солдат, из последних сил выцарапывающий на стене крепости имя подвига – «погибаем, но не сдаемся», – завещает его другим. И другие несут это имя дальше, передавая его из уст в уста, из поколения в поколение. Как вынутое из стены знамя, под которым собираются и идут в бой новые бойцы, и которое нельзя уронить.

В конце фильма главный герой выходит из крепости и выносит с собой знамя части. Знамя – это тоже имя, имя военного подразделения. Разрушив Брестскую крепость, фашисты не победили ее защитников: «Есть флаг – часть продолжает существовать»!

Великая Отечественная война – это имя, имя нашей истории. Пока мы храним и защищаем имена нашей истории – наша страна будет существовать. В фильме «Крепость» есть много спорных моментов, но для меня бесспорно то, что он является проводником очень важных на сегодняшний день идей: подвига, мужества, борьбы за сохранение имен.

Ради жизни на Земле

«Знамя я сохранил. Как и свою память и веру. И ты верь – они живы, все они живы где-то…» – говорит в конце фильма главный герой своему внуку у мемориала защитникам Брестской крепости. И это – главная мысль этого «фильма-посвящения»: отдавшие жизнь во имя жизни других будут всегда жить с нами и в нас, в наших детях и внуках. В этом заключается высший смысл и справедливость истории, которую сегодня пытаются переписать, закончить, чтобы установить новый порядок, в котором герои станут злодеями, а жизнь обернется смертью. И все это происходит сейчас, на наших глазах и глазах «героев жизни», живущих и тех, кто смотрит на это с постаментов, со страниц книг, с фотографий и экранов. И эти глаза не дают покоя «апологетам смерти»: они стремятся закрыть их, снести постаменты, переписать книги, снять новые фильмы – этого требуют новые правила игры со смертью. Но фильм «Крепость» – посвящение жизни.

На протяжении 4 серий защитники Брестской крепости жертвуют своими жизнями во имя… Отец накрывает гранату своим телом во имя жизни своего сына; жена советского офицера не сдается во имя верности; искалеченный солдат просит своих «лишить жизни» его во имя чести; киномеханик подрывает себя и фашистов гранатой во имя любви; комиссар идет на расстрел во имя свободы; героическая оборона, контратаки, попытки прорывов – все это во имя Родины. Все, отданные «во имя» жизни в Великой Отечественной войне открывают нам единый Великий смысл Победы – во имя жизни на Земле.

В каждой серии фильма на наших глазах гибнут люди, но это фильм не о смерти, а о бессмертии. Защитники Брестской крепости одними из первых столкнулись с «фашистской силой темною», но смогли сохранить знамя жизни, донести до Берлина и водрузить над поверженным злом.

Фильм построен в виде рассказа деда, защитника Брестской крепости своему внуку о героях и событиях того времени. Мальчик слушает очень серьезно, он ощущает важность происходящего, сакральный смысл каждого слова. На протяжении четырех серий происходит момент передачи дедом знамени внуку. И становится понятно, что через внука он передает каждому зрителю знамя жизни, которое защитил, вынес из крепости и сохранил. Фильм «Крепость» напоминает нам, что это знамя, которым сейчас стремятся многие завладеть, в наших руках. А те, кто его нам передал – живы и смотрят на нас.

Крепость

«Я – крепость, я – крепость, веду бой, жду подкрепления», – выстукивает радист в осажденной Брестской крепости. Удивительным образом этот момент фильма стыкуется с событиями, происходящими сейчас. Подобно тому, как это происходило 70 лет назад, Беларусь сегодня находится в осаде, ведет бой и ждет подкрепления. Но главное отличие современной осады от той в том, что теперь не всегда понятно – кто враг, а кто друг. В фильме переодетого «фашистского захватчика» вычислили по гвоздям на сапогах, а сегодня одним из таких опознавательных знаков является – историческое достоинство. Только враг может предать память предков, искажать и унижать наше историческое достоинство.

И даже день памяти и скорби уже не может объединить людей, некоторые из которых в этот день выходили на улицы белорусских городов, но, чтобы похлопать и потопать – выразить свое «недовольство», а не уважение и сочувствие героям, отдавшим за них свои жизни. И к ним можно отнести фразу, сказанную одним из героев фильма, наблюдающего сдачу в плен советских солдат и отводящего от них дуло автомата: «Каждому свое». Это совсем другая война, напоминающая глобальную игру, в которой России отведена особая роль. Роль унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла, переписала историю, поменяла амплуа с жертвы-победительницы на виновницу войны.

И весь этот трагифарс развивается сейчас перед нами, рядом с нами, пытается проникнуть в нас через СМИ, книги, фильмы. И каждый сейчас – это крепость, которая ведет бой с обманом, пошлостью, продажностью и жаждет подкрепления в виде высших смыслов: самопожертвования, чести, достоинства, мужества, веры, любви. Фильм «Крепость» дает эти смыслы. И только через эти возрожденные смыслы крепости-люди, крепости-города, крепости-страны смогут объединиться под знаменем жизни, чтобы бросить вызов новой надвигающейся «проклятой орде».

Фильм «Крепость» – фильм-посвящение как наставление тем, кто ведет борьбу сейчас, и будет вести ее дальше. Герои фильма – это герои нашего времени, совершающие подвиг и жертвующие временем жизни каждый день, создающие высшие смыслы, несущие знамя, хранящие имена. Последняя фраза фильма адресована от деда внуку и всем зрителям: «Мне лет тогда было, как и тебе сейчас…»

Никита Федотов

http://vk.com/kulturfront — “Культурный фронт” в VK
http://www.facebook.com/groups/236172113148310/ — “Культурный фронт” в Facebook
http://kulturniyfront.livejournal.com/ — “Культурный фронт” в ЖЖ
http://kulturniyfront@gmail.com

 

Оставить комментарий

*