Театральные иллюзии вместо реальности

В один и тот же день с Гельманом в защиту новой культурной политики выступил еще один ее главный идеолог Борис Мильграм. В своем блоге он написал заметку под названием «Пятна на солнце», в которой поделился своими эмоциями и опасениями по поводу происходящего с культурой в Перми. В самом начале заметки читателю предлагается яркий образ «солнца», который олицетворяет фестивальный городок «Белых ночей». Подчеркивается высокая посещаемость городка, его особая атмосфера, которая преображает посетителей и вселяет веру в то, что «у себя в городе можно жить красиво, достойно…». Но во второй части своей записи Мильграм фиксирует на солнце пятна в виде администрации Перми и заявлений губернатора Пермского края о перемещении арт-объектов с улиц города в музей.

Позиция Мильграма, как одного из главных идеологов культурной политики Чиркунова, мне понятна, любой альтернативный курс он будет воспринимать как «назад в прошлое». А все то, что он делает и планирует делать сам, будет озвучиваться им как прогрессивное будущее. Этот образ культуртрегеров, как носителей новых творческих идей, модернизаторов сознания, «культурных революционеров», очень хорошо знаком жителям города. Последние годы этот образ навязывался всем как аксиома, а кто сомневался и задавал вопросы, тот попадал под пресс административного ресурса. Вместе с отставкой Чиркунова Мильграм потерял главный инструмент продавливания своих идей — губернаторскую поддержку. В новых условиях уже не получится что-то навязывать как аксиому, необходимо будет убеждать людей, доказывать целесообразность и эффективность культурных проектов. Думаю, что такие неопределенные перспективы стали одной из причин заявления Мильграма о том, что он не предполагает своей деятельности в новом правительстве.

Не просто перестраиваться и доказывать необходимость своих проектов для развития Пермского края. Но если все действительно так, как заявлялось Б. Мильграмом на протяжении последних четырех лет, то необходимость дальнейшей реализации культурных проектов доказать не сложно. Но Мильграм этого не делает. Вместо этого он рисует красивый образ города-солнца, скрупулезно выискивает пятна на этом солнце, критикует администрацию Перми, нового губернатора и вообще всю власть, которая это солнце хочет превратить в «серый пригород Екатеринбурга» .

«Власть хочет показать городу и миру, что Пермь – это город, как все: ничем не примечательный, ничем не замечательный, ничем не отличающийся от других. Город, который ничего не стоит и не несет в себе никаких ценностей. Боюсь, что в результате из Перми получится такой серый пригород Екатеринбурга…»

Борис Мильграм как профессиональный режиссер занимается здесь созданием иллюзий, которые очень созвучны тому, что проделал в тот же день Марат Гельман. Он противопоставляет образ города-солнца, который он создает для счастья людей, и образ власти, которая желает затоптать ростки блистательного будущего. По сценарию режиссера, общественность должна встать на защиту этого города-солнца и самого Мильграма. Только вот с реальностью это имеет мало общего.

1.Фестиваль «Белые ночи» лишь локальная точка на четырехлетней линии развития культурной политики Чиркунова. Мильграм один из главных идеологов этой культурной политики, а значит, он ответственен за все, что произошло за последние четыре года в культуре не только Перми, а всего Пермского края. Не только за последние три недели фестиваля, а за все четыре года реализации культурной политики Гельмана-Чиркунова.

2. К арт-объектам, которые Мильграм считает символами города-солнца, большинство жителей города относятся отрицательно. Предположу, что постановки Мильграма пользуются не большей поддержкой у жителей города, чем арт-объекты. А рисуемая им утопичная картина “города-солнца” так же примитивна и претенциозна, как бесконечные безвуксные мюзиклы режиссера.

3.Правительство пермского края находится в стадии формирования, а значит делать выводы по поводу его решений и действий по отношению к проектам культурной политики просто преждевременно. Зато самое время оценит эффективность работы Мильграма и его команды, выяснить действительную целесообразность продолжения старого курса Чиркунова.

Другие заметки по данной теме:
Часть 1: Политтехнологии против здравого смысла.
Аналитика: Миграция население и новая культурная политика;
Эффективность использования бюджетных средств на проекты М. Гельмана и Б. Мильграма.

Никита Федотов

http://vk.com/kulturfront — “Культурный фронт” в VK
http://www.facebook.com/groups/236172113148310/ — “Культурный фронт” в Facebook
http://kulturniyfront.livejournal.com/ — “Культурный фронт” в ЖЖ
http://kulturniyfront@gmail.com

 

Оставить комментарий

*