К наукам — через технику

Рубрика: Культурный фронт

Техника – это не просто железо с пластиком. Это не просто орудие достижения тех или иных производственных, научных, бытовых и других целей. Это инструмент, с помощью которого человечество приобретает способность изучать и изменять окружающий мир – и себя самого. В зависимости от уровня технического развития претерпевают метаморфозы и социум, и культура, и наука. Из науки техника берет все лучшие достижения своего времени – и с их помощью обогащает саму науку. Взаимосвязь этих двух направлений более чем очевидна. А потому нет ничего удивительного в том, что музеи техники становятся в то же время и музеями науки и начинают прекрасно выполнять роль образовательных площадок для школьников и студентов.

Прекрасный пример в этом смысле представляет московский Политехнический музей, который в настоящее время находится на реконструкции, связанной с созданием на его базе Музея науки. Открытие музея в его обновленном виде запланировано на 2018 год. Меж тем как часть его экспозиции сегодня доступна для посетителей на выставке «Россия делает сама».

В свою очередь, интерактивная выставка «Россия делает сама» открылась в апреле 2014 года. Ее компоновка, дизайн, техническое и информационное сопровождение целиком заточены под образовательную деятельность в научно-популярном формате. После посещения остается довольно благоприятное ощущение и от внушительного объема новой информации, и от атмосферы «погружения» в науку.

Первое, что хотелось бы отметить – это исключительное обилие разнообразных медиапособий. Я бы даже сказала, что по этой части наблюдается определенный перебор, чувствуется некоторая надрывность в попытках сделать выставку суперсовременной и интерактивной. Многочисленные экраны различных размеров с транслируемыми на них фильмами для индивидуального или группового просмотра. В том числе экраны, встроенные прямо в кресла. Электронные справочники, экскурсоводы, которые реагируют на присутствие слушателя и вещают с помощью фокусированного динамика. Даже подписи ко всем экспонатам сделаны на электронных планшетах. Последнее, по-видимому, связано с общим дизайном помещения, который весьма далек от классического музейного оформления. В частности, все помещения затемнены, а экспонаты – высвечены, что создает интересный эффект некоторой «космичности».

Тем не менее, медиаконтент делает выставку на порядок более содержательной: прекрасные научно-просветительские фильмы, предоставленные Музеем науки ННГУ (Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского); большое количество справочных материалов, доступных на интерактивных экранах; занимательные рассказы в исполнении профессиональных актеров, играющих роль экскурсоводов. Всё это способно создать эффект полноценного погружения в содержание и суть научно-технического прогресса XX–XXI веков.

Исторических экспонатов здесь не так уж и много (а исторические документы и вовсе отсутствуют). Однако витрины с техникой прошлых лет удачно дополнены разнообразными макетами, занятными инсталляциями, демонстрационными аппаратами, воспроизводящими тот или иной физический эффект, и игровыми стендами для маленьких детей. Всё внимание концентрируется именно на физических явлениях и приборах, на них основанных.

Всего экспозиция поделена на семь логических блоков, соответствующих, по словам организаторов, «особенно актуальным для современной науки» направлениям: «Радио+», «Иллюзии», «Аналоги природы», «Новый антропогенез», «За пределами Земли», «Энергия ядра» и «Энергия плазмы».

Блок «Радио+», посвященный электромагнитному излучению, пожалуй, является самой «историчной» частью выставки. Здесь больше всего экспонатов из прошлого: первые радиолампы, радиоприемники, дисковые телевизоры, радиолокаторы и лазеры. Представлены даже такие экзотические приборы, как «Терменвокс» (названный так по имени своего изобретателя – Л.С. Термена) – первый в истории электронный музыкальный инструмент. Прибор издавал звук, у которого можно было регулировать высоту и громкость. Теплую задорную атмосферу всей экспозиции создают чудесные динамичные и оптимистичные фильмы о развитии радио и телевидения в России в первой половине XX века. Видно, что создатели кинороликов из Музея науки ННГУ с любовью подошли к этой теме. И не мудрено! Ведь Нижегородский музей науки сформировался как раз на базе Нижегородской радиолаборатории.

Блок «Иллюзии» представлен приборами для создания и просмотра трехмерных изображений (голографическая установка Денисюка, стереоскопы) и самими трехмерными изображениями – голограммами, полученными на двумерных носителях. Здесь даже имеется возможность понаблюдать за работой действующей установки Денисюка и изготовить собственную голограмму.

Зал «Аналоги природы» демонстрирует посетителям аналоговые вычислительные устройства (логарифмические линейки, гидро- и электроинтеграторы), платы нейрокомпьютеров, а также первые кибернетические устройства, воспроизводящие те или иные свойства живых организмов. Здесь же располагается неофициальный символ Политехнического музея – робот-экскурсовод «Сепулька». Есть стенды для детей, призванные продемонстрировать, как много мы копируем у природы, изобретая собственные устройства. Было приятно, что в этом разделе вспомнили про А.А. Богданова – философа, учёного, политика, врача, создавшего, можно сказать, первую версию теории систем (которую он именовал «тектологией») и предвосхитившего некоторые достижения кибернетики.

Робот-экскурсовод “Сепулька”, неофициальный символ московского Политехнического музея

Отдел «Новый антропогенез», пожалуй, самый странный. В нем попытались объединить и трансплантологию (здесь представлены некоторые искусственные органы, искусственные заменители тканей и аппараты для искусственного кровообращения), и макеты некоторых устройств для модификации свойств человеческого тела (система биоэлектрического управления, экзоскелет), и даже «искусственный мозг» с имитацией простейших реакций и с «подключенными к нему» дыхательной и кровеносной системами. А интерактивные игровые пособия предлагают «собрать» человека из органов. В общем, из экспозиции, демонстрирующей современные достижения медицины, получился уголок трансгуманиста. Удивил также видеоэкскурсовод, «прикрепленный» к этой части экспозиции. Эдакий «пацанчик на районе» с бутылкой пива и сбитыми кулаками, который читает рэп про свою часть выставки. По-видимому, это такая экстравагантная задумка, оценить которую могут только особо «креативные» личности, к которым я не отношусь.

Инсталляция “искусственный мозг”

Зал «За пределами Земли» призван рассказать о жизни в космосе: нынешней и будущей. Ракетные двигатели, макеты космических кораблей, межпланетных станций и ракет, устройства для обеспечения жизнедеятельности и работы на борту, скафандры, макеты «лунных» городов и поселений на Марсе и даже действующая гидропоническая установка. Невозможно было не отметить замечательной особенности концептуального оформления этого блока: одним из центральных объектов в нем стала модель ракеты по проекту К.Э. Циолковского. А образовательные фильмы, транслируемые в зале, были посвящены в том числе Н.Ф. Фёдорову, его ученику Циолковскому, А.Л. Чижевскому. И правда, в теме о космосе неправильно было бы промолчать о русском космизме.

Макет межпланетного корабля по проэкту К.Э. Циолковского

Центральным объектом следующего раздела – «Энергии ядра» – безусловно, является макет первой российской атомной бомбы РДС-1 в натуральную величину. Именно она дала название всей экспозиции, поскольку один из вариантов расшифровки аббревиатуры РДС – «Россия делает сама». Приятно было, что экскурсовод, проводя ребят по выставке, подчеркнула тот простой и верный факт, что РДС-1 стала не орудием уничтожения, каким, по сути, и является атомная бомба, а – орудием мира, потому что привела к установлению ядерного паритета и предотвращению атомной войны. В этой части экспозиции много уделено этическим моментам и жизненным трагедиям, развернувшимся в результате взрывов в Хиросиме и Нагасаки. Не обошли вниманием также и шпионские страсти вокруг секрета атомной бомбы. «Изюминкой» этого блока сделали аттракцион с имитацией «ядерного взрыва», для чего в зале оборудована площадка с виброполом, фокусированными динамиками и освещением, призванными воспроизвести эффекты падения и взрыва бомбы.

Первая российская атомная бомба “РДС-1″

В свою очередь, макет установки для термоядерного синтеза «Токамак-10» стал осью экспозиции под названием «Энергия плазмы». Этот раздел выставки, пожалуй, один из наиболее увлекательных в том смысле, что здесь представлен целый ряд специально для музея спроектированных установок, призванных продемонстрировать плазму как явление. Электрическая дуга Петрова, генератор маленьких искусственных молний, «поющая дуга», передающая звук, холодная плазма, а также пылевая плазма в высокочастотном разряде. По понятным причинам, «исторических» экспонатов в двух этих последних залах совсем немного (графитовые блоки, газоразрядные и дуговые лампы, электрический плавильник Н.Г. Славянова).

Демонстрационный стенд “Электрическая дуга Петрова”

К планировке экспозиции её авторы подошли очень ответственно, во-первых, расположив всё самое интересное и увлекательное в конце и, во-вторых, экспериментируя с подачей материала. Так, например, в трёх последних залах видеоэкскурсоводы представлены космонавтом на МКС; бабушкой в очках и со спицами, расположившейся в уютном кресле на фоне макета РДС-1; а также говорящим «Токамаком».

Но и это ещё не все. В настоящее время прямо на выставке «Россия делает сама» монтируется «Лаборатория биохакинга». Это будет полноценная биологическая лаборатория, где дети и взрослые смогут попрактиковаться в сфере настоящих биологических исследований – либо в порядке разовых занятий (биолог на час), либо работая в соответствующих секциях. Логика проекта понятна: многие ученые сегодня полагают, что XXI век станет веком биологии и медицины. А значит, по задумке сотрудников Политехнического музея, технологии работы с биологическими объектами на сегодняшний день должны находиться в центре внимания.

Будущая “Лаборатория биохакинга”

Все экспонаты на выставке (если не учитывать «Лабораторию биохакинга») – исключительно российского производства. Экспозиция сформирована в патриотическом ключе и призвана продемонстрировать всё то лучшее, чего достигла российская научная и техническая мысль в контексте мирового научно-технического прогресса. А поскольку период максимального индустриального развития в России наблюдался во времена Советского Союза, то выставка неумышленно получилась в существенной степени просоветской. И это удивительный эффект с учетом того, что её авторы сами по себе от просоветских взглядов далеки.

В общем и целом, полтора года (по словам нынешнего директора московского Политехнического музея Ю. Шаховской) подготовки проекта «Россия делает сама» не прошли даром. Музей (если это можно назвать музеем) действительно получился замечательным. На мой скромный взгляд, можно было бы существенно сэкономить на многочисленных электронных планшетах и прочих дизайнерских эффектах. Сэкономить – в пользу, допустим, другой политехнической выставки в каком-нибудь другом индустриальном городе. Тем не менее, нельзя не признать, что проект удался.

Лариса Магданова

 

 

Читайте также:

«Главное — посеять бациллу интереса в благоприятную среду»

«Такое заведение может вдохновлять людей»

«Есть глянцевая культура, а есть реальная…»

Ядро пермской культуры

 

 

 

Оставить комментарий

*