МакДонах и Пермь

Рубрика: Культурный фронт

Сергей Федотов и Мартин МакДонахСергей Федотов и Мартин МакДонах

В Перми прошел первый международный театральный фестиваль Мартина МакДонаха, посвященный творчеству известного ирландского драматурга и кинорежиссера. Инициатором и организатором фестиваля выступил Пермский театр «У Моста». Около десяти лет назад именно пермский театр стал первооткрывателем творчества ирландского драматурга для российского зрителя (на сцене театра впервые в России была поставлена пьеса Мартина МакДонаха «Сиротливый запад»). С тех пор в России поставлено более 120 спектаклей по его пьесам. Подтверждая статус «главного специалиста в России по МакДонаху»,  театр «У Моста» поставил спектакли по всем пьесам, написанным ирландским драматургом. Нигде в мире такого больше нет.

Закономерно, что именно Пермский театр «У Моста» организовал первый международный театральный форум, на котором играли и обсуждали спектакли,  читали лекции и дискутировали,  спорили о творчестве Мартина МакДонаха. Фестиваль получился ярким по форме, накаленным по энергетике и глубоким по содержанию. Можно сказать, что состоялся важный культурный феномен. Пришло время осмыслить место и значение этого феномена в культурной жизни города Перми и всей страны, а возможно, и всего мира. Пишу это без лишнего пафоса, ведь в фестивале приняли участие театры не только из разных городов России, но и из других стран.

 


Восемь фестивальных дней

Международный фестиваль МакДонаха проходил в Перми с 7 по 14 октября. Проект был реализован при поддержке министерства культуры Российской Федерации в рамках «Года России — Великобритании 2014». В фестивале приняли участие театральные труппы из Германии, Австрии, Чехии, Великобритании, Боснии и Герцеговины, Польши, Азербайджана, России. Россию на фестивале представляли МХТ им. Чехова, БДТ им. Товстоногова, театр Армена Джигарханяна, Челябинский Камерный театр и Русский драматический театр Удмуртии (Ижевск). Все участники представили на суд зрителей и жюри свои репертуарные спектакли, поставленные по пьесам Мартина МакДонаха. Пермский театр «У Моста», находясь в ранге хозяина фестиваля, показывал свои спектакли вне конкурса.

Помимо показов и обсуждений спектаклей, в фестивальную программу было включено проведение мастер-классов и лекций, просмотр и обсуждение фильмов. Творчество ирландского драматурга и кинорежиссера во всем мире вызывает накаленные дискуссии и эмоциональные споры, его пьесы и фильмы получают всевозможные награды, о нем пишут статьи и книги.

Главной интригой фестиваля был возможный приезд Мартина МакДонаха в Пермь. Незадолго до начала фестиваля, художественный руководитель театра «У Моста» Сергей Федотов, в рамках подготовки к нему, посетил Ирландию. В Голуэе у него состоялась встреча с Мартином МакДонахом, который подтвердил своё участие в фестивале и выразил благодарность пермскому театру за интерес к его творчеству и постановку пьес в России. Но съемки очередного художественного фильма не позволили ирландскому драматургу и кинорежиссеру принять участие в фестивале. Зато в Пермь смог приехать один из главных исследователей творчества МакДонаха,  английский театральный критик Патрик Лонерган,  написавший книгу «Театр и фильмы Мартина МакДонаха». Фестиваль начался с презентации российского издания этой книги, которая была переведена и выпущена в России благодаря усилиям театра «У Моста».

За восемь фестивальных дней зрители и члены жюри посмотрели 15 спектаклей театров из разных городов и стран. Гран-при фестиваля МакДонаха  получил спектакль «Красавица из Линэна» Челябинского государственного драматического Камерного театра, поставленный Сергеем Федотовым. Пермь на восемь дней стала местом кристаллизации творческой энергии, которая необходима сегодня для развития театрального искусства в России.

 


Главный драматург

Международный фестиваль был построен вокруг творчества Мартина МакДонаха. Так что же в этом творчестве особенного и уникального? Чем герои МакДонаха оказались близки российскому зрителю? Ответ на эти вопросы можно найти в его пьесах и фильмах. В них много абсурдных ситуаций и «черного юмора», но в душах героев теплятся огоньки надежды и любви, заботливо вложенные в них автором.

Мартин МакДонах родился в 1970 году в простой ирландской семье: отец – рабочий, мать – уборщица. Попытки старшего брата Джона стать писателем побуди Мартина к началу писательской деятельности. К первому успеху он шел долгим и тернистым путем, первые пьесы и сценарии отвергались редакторами. В 1997 году одна из его пьес — «Королева красоты из Линэна» приносит драматургу известность и главные европейские премии. Эта пьеса и ещё две – «Череп из Коннемары» и «Сиротливый запад» объединены одним местом действия (составляют  «линэнскую трилогию» МакДонаха) и закладывают фундамент творчества драматурга.

Впервые с творчеством Мартина МакДонаха я познакомился на спектакле «Сиротливый запад», поставленном на сцене театра «У Моста». Помню, что испытал тогда ощущение какой-то удивительной новизны, связанной с сочетанием комического и трагического, абсурдного и осмысленного, безнадежного и обнадеживающего.  Эту парадоксальность и диалектичность в творчестве МакДонаха отмечают многие критики.

В центре сюжета пьесы «Сиротливый запад» драматическая история взаимоотношений двух братьев, один из которых в приступе бешенства убивает отца, а второй шантажирует его этим поступком, чтобы получить часть отцовского наследства. По ходу пьесы становится понятно, что в их осиротевшем доме с самого детства царит атмосфера озлобленности и конфликтности. Эта атмосфера не-родства (сиротства) царит во всем маленьком ирландском городке Линэн, в котором братья готовы вцепиться друг другу в глотки, убийцы собственных родных разгуливают на свободе, а хорошие люди заканчивают жизнь самоубийством. По ходу сюжета складывается ощущение, что перед нами разворачивается картина социального ада, где даже местный священник спивается от чувства собственного бессилия что-либо изменить.

Подобная картина социального ада характерна для современного искусства. Современные художники, писатели, режиссеры всё чаще в своем творчестве смакуют абсурдность и бессмысленность существования современного общества, присягают культуре смерти, насилия и жестокости. Но Мартин МакДонах не просто показывает эту страшную картину осиротевшего и умирающего западного общества. Он пытается раскрыть в своих героях светлое начало, а в читателях и зрителях пробудить надежду на преодоление социального ада через любовь, прощение и сострадание. В пьесе «Сиротливый запад» перед смертью священник пишет несчастным братьям письмо, в котором хочет пробудить в них спрятанные чувства любви и способности прощать. Он готов пожертвовать собой и своей душой ради спасения других, несмотря на то, что возможность этого – один шанс на миллион.

Но Мартин МакДонах вместе с героями своих пьес верит в этот шанс для западного общества избавиться от «сиротства», пробудить любовь к ближнему, выбраться из социального ада. За этот шанс его герои готовы жертвовать самым дорогим, что у них есть – жизнями, и в этом проявляется одна из главных составляющих творчества ирландского драматурга и кинорежиссера. В первом полнометражном фильме Мартина МакДонаха “Залечь на дно в Брюгге” один из двух главных героев жертвует собой, чтобы спасти своего друга, дав ему шанс искупить свои преступления и начать новую жизнь.

Еще одной важной составляющей творчества ирландца является бунт против пустоты и бессмысленности жизни. Главные герои пьес «Калека с Инишмаана» и «Безрукий из Спокэна» – люди, искалеченные в первую очередь духовно, болезненно ощущающие какую-то пустоту и бессмысленность своего существования. Они одержимы мыслью и страстью заполнить эту пустоту, жить без смысла для них невыносимо.

Герой пьесы «Калека с Инишмаана» мечтает уехать из Ирландии в Америку, чтобы сниматься в кино. Он бежит от своих близких и друзей в поисках своей заветной мечты, которая оборачивается для него новыми страданиями и переосмыслением своей жизни. Разочаровавшись в «ценностях» западного общества и сполна прочувствовав ту самую «сиротливость», главный герой возвращается домой, к любящим его тетушкам и возлюбленной. Темы возвращения домой, возрождения родства между людьми занимают в творчестве МакДонаха одно из центральных мест. Ирландцы резко противопоставляют свою самобытность и суверенитет культурным и политическим притязаниям Англии и Америки. В пьесах Мартина МакДонаха много иронии по поводу англосаксонского образа жизни, поведенческих стереотипов и культурных традиций (а-ля Голливуд). В своем нашумевшем фильме «Семь психопатов» ирландский  кинорежиссер высмеивает безумие и насилие, которое сегодня стало символом американской «фабрики грез».

На сегодняшний день Мартин МакДонах опубликовал семь пьес и снял три художественных фильма.  В его творчестве много абсурдного, спорного, скандального и противоречивого, но с помощью этих приемов он показывает абсурдность и трагизм того, что происходит сегодня с западным миром. Ирландский драматург и кинорежиссер верит в силу любви, которая может победить бессмысленность и остановить разложение современного общества. Творчество братьев МакДонахов (старший брат Джон снял два фильма: «Однажды в Ирландии» и «Голгофа») видится мне этаким «троянским конем», который триумфально пробрался в стан умирающей западной культуры, чтобы своим энергетическим зарядом попробовать вернуть её к жизни.

 


Культурная альтернатива

Ещё совсем недавно галерист Марат Гельман называл пермскую культурную жизнь болотом. При поддержке экс-губернатора Чиркунова за бюджетный счет Гельман занимался импортом в Пермь странных и чуждых большинству жителей города культурных проектов.  Его затея провалилась, Гельман бежал из Перми. От его культурной политики остались одни руины. А Пермь продолжает быть одним из культурных центров, каким она и была до приезда скандального галериста, обвинявшего жителей в отсталости и мракобесии. Скептик Гельман в очередной раз оказался посрамлен.  Придуманный и организованный Пермским театром «У Моста» международный фестиваль Мартина МакДонаха стал доказательством огромного культурного потенциала, который существует в Прикамье. Организация международного фестиваля силами пермских энтузиастов на тему творчества одного из самых современных и обсуждаемых в мире драматургов и кинорежиссеров – это неотразимый и самый сокрушительный удар по дутым проектам и высокомерию Марата Гельмана.

Уже сейчас очевидно, что фестиваль МакДонаха стал заметным международным культурным событием, которое работает на развитие культурных связей (происходит наведение «мостов») с российскими и международными профессиональными творческими центрами и экспертами в сфере культуры, а значит – работает на развитие культуры в целом. Спектакли, лекции, обсуждения, дискуссии этого большого театрального форума помогут режиссерам и актерам, зрителям и экспертам сделать новый шаг в осмыслении современной культуры, совершить новые творческие открытия и создать интересные произведения. С нетерпением буду ждать продолжение международного культурного феномена в следующем году и приезда в Пермь Мартина МакДонаха, который не смог поучаствовать в фестивале в этот раз.

Братья МакДонахи (Мартин и Джон) на сегодняшний день являются, возможно, самыми острыми и аналитичными критиками современного западного мира. Этот опыт, очень талантливо выраженный в их творчестве, полезен и важен сегодня для российского общества, стоящего на развилке между западным и самобытным путем развития.  Творчество МакДонахов, являясь одним из самых ярких феноменов современного западного искусства, одновременно противостоит его главным темам – бессмысленности и безнадежности. МакДонахи в своих пьесах и фильмах закладывают мощный энергетический импульс любви и надежды, который может пробудить западное искусство от летаргического сна. К сожалению, многие отечественные деятели культуры и искусства считают этот сон разума, безумие и бессмысленность единственным исходом для Европы и России. Но если бунт против умирания и гниения зреет уже в Ирландии, так какие иллюзии по поводу этого могут быть в России?!

Никита Федотов

 

 

Оставить комментарий

*