От квалифицированной помощи к максимизации прибыли: реалии современной аптеки

аптека

В прошлый раз я опубликовал свою статью в соавторстве об одном из явлений коммерциализации медицины и её отрасли фармации – «клиенто-ориентированном подходе» и несовместимости его с фармацевтической этикой.  Теперь публикую данные моего исследованиям о том к каким трансформациям приводит переориентации медицины и фармации на максимизацию прибыли, как это разрушает не только очень сложную профессию провизора, но и саму жизнь фармацевтического работника, которого вынуждают в первую очередь заботится о прибыли собственника аптеки и уже потом о здоровье пациентов. Статья была опубликована в одном из ведущих фармацевтических журналах России для специалистов «Новая аптека».

Тип, структура и особенности современных общественных отношений неизбежно влияют на тип профессионального и психологического поведения работников системы здравоохранения — врача и провизора. «Бытие определяет сознание», очень правильно отмечал Маркс, хотя и дополнял, что влияние это не абсолютное и свободная личность всегда может волевым усилием преодолевать давление на неё окружающей действительности.

Рыночная капиталистическая экономика (с её российской спецификой), активно продвигаемая модель «общества потребления», «культ денег», снижение культурного и образовательного уровня в обществе накладывают свой отпечаток на взаимоотношения врача, пациента и фармацевтического работника. Проявляемые в связи с этим феномены требуют выявления, анализа и разработки программ действий по корректировке явлений, негативно сказывающихся на системе оказания качественной и доступной медицинской и фармацевтической помощи населению. Это и явилось целью исследований, предварительный этап которого мы освещаем в данной статье.

На предварительном этапе нами был проведён социологический опрос методом анкетирования. Выборка составила 50 аптечных работников и 50 посетителей аптек г. Перми. Небольшой объём выборки не позволяет назвать этот микроопрос репрезентативным, целью его было установить общие контуры проблем, с которыми сталкиваются аптечные работники и посетители аптек, проблем, обусловленных современными капиталистическими отношениями. Очевидной проблемой общества современных капиталистических отношений является гипертофирование роли денег, стремление получить как можно большую прибыль, при том, что другие аспекты профессиональной деятельности уходят на второй план или даже могут превратиться в свою полную противоположность. Поэтому и вопросы, задаваемые респондентам в анкете, касались сопряжения фармацевтической деятельности с её коммерциализацией.

Сначала мы спросили посетителей аптек о том, чувствуют ли они, что аптека начинает работать не на максимально качественное оказание фармацевтической помощи, а старается зарабатывать даже в ущерб больным.  Были получили следующие ответы:

  • только 7% опрошенных считают, что аптечные работники, консультируя пациентов, до сих пор ориентируются в первую очередь на качественную помощь больному, а выручка за реализуемые препараты для них второстепенна;
  • 45% считают, что аптеки в равной степени ориентированы  на помощь больному и получение выручки;
  • 38% респондентов полагают, что деятельность аптек направлена на максимальное получение выручки, а интересы больного только на втором месте;
  • 14% респондентов уверены в том, что целью аптек является только получение максимальной выручки.

Итак, мы видим картину серьёзной утраты доверия населения к фармацевтическим специалистам.

Подавляющая часть опрошенных считает, что на их болезнях наживаются. Однако возможно они стали жертвой пропаганды и вброшенных в общественное сознание мифов?

Поэтому далее мы с  аналогичным вопросом обратились уже к самим аптечным работникам.

Ответы распределились следующим образом:

  • 13% — аптека в большей степени ориентирована на оказание помощи, а не на максимизацию прибыли;
  • 44% — равная степень ориентации;
  • 30% — ориентация в большей степени на получение максимальной прибыли, чем на оказание качественной помощи;
  • 13%  аптечных работников считают, что аптека ориентирована только на получение максимальной выручки.

Интересно, что результаты опроса пациентов и самих фармработников в целом совпадают. Специалисты аптеки признают наличие обозначенной проблемы.

Дальнейшая обработка ответов показала, что 69% из опрошенных покупателей аптечных товаров считают, что в аптеке им сначала предлагают более дорогие препараты, т.к. это повышает заработную плату аптечного работника, отпускающего препарат. Только 31% потребителей аптечных товаров думают, что фармацевты всё таки стараются удовлетворить потребность именно в нужном препарате, а не в том, который нужно реализовать из коммерческих соображений.

Аптечные работники на аналогичный вопрос ответили следующим образом:

  • 45% опрошенных стараются увеличить выручку и предлагают более дорогие препараты, т.к. это скажется на их заработной плате;
  • 45% стараются удовлетворить потребности пациента в нужном препарате даже в ущерб выручке;
  • 10% отметили ответ «50 на 50» (т.е. в зависимости от конкретного случая они поступают по-разному).

И опять мнение и потенциальных покупателей и фармспециалистов подтверждает наличие проблемы.

В качестве одной из причин сложившейся ситуации мы предположили распространённую в аптечной практике систему материального поощрения и даже формирования заработной платы исходя из полученной выручки. Очевидно, что такой порядок стимулирует аптечного работника забывать о профессиональном долге фармспециалиста ради получения заработка. Среди участвовавших в опросе фармспециалистов 76% указали, что в их аптеках существует такая система премирования за максимизацию выручки.

Выявленная проблема неизбежно будет запускать по цепочке и другие трансформации сферы оказания фармацевтической помощи. Одной из таких трансформаций мы предположили снижение квалификации фармспециалиста, снижение значимости его квалификации и уменьшение случаев использования своей квалификации ввиду того, что целью работы аптечного работника становится не использование в профессиональной деятельности своей квалификации, а реализация товара, приносящего максимальную долю выручки.

Мы попросили посетителей аптек оценить уровень образования аптечного работника в сравнении с образованием врача. И данные опроса показали утрату значимости профессии фармацевтического работника в глазах больных:

  • 14% считают, что аптечный работник — это обычный продавец;
  • 34,5% считают, что образование аптечного работника меньше чем у врача;
  • 24%  указывают, что уровень образования провизоров, сопоставим с уровнем образованием врача;
  • 31% респондентов полагает, что аптечный работник лучше врача разбирается в лекарствах.

Фиксируют изменение значимости своей профессии в глазах пациентов и аптечные работники:

  • 47% из них считают, что их специальное фармацевтическое образование недооценивают, к фармацевтам и провизорам относятся как к продавцам;
  • 30% считают, что покупатели лекарственных препаратов ценят их образование;
  • 23% выбрали ответ «бывает по разному».

Мы видим, что сложившаяся ситуация также влияет и на психологическое состояние аптечных работников.
На вопрос чувствуют ли они значимость своей профессии, фармацевтические работники ответили так:

  • лишь 13% чувствуют значимость своей профессии для общества;
  • 70% не чувствуют значимости своей профессии в глазах общества;
  • у 17% пограничное состояние.

Психологи и философы, представители гуманистической психологии (В. Франкл, Э. Фромм и другие) указывали на то, что человеку необходимо осознавать, в чём смысл его жизни. Они писали о том, что в значительной степени этот смысл может быть реализован через профессиональную деятельность. Только наличие смысла даёт состояние душевного благополучия, возможность успешного выполнения профессиональной деятельности и развития человека.

Самая общая формула такого смысла — «служение людям», «отдача себя ради других людей». Представители гуманистической психологии также отмечают роль ориентации на прибыль в разрушении смысловой оси человека, указывают на попытку компенсировать потерю смысла жизни получением материальных благ, что ещё более усугубляет как психологический невроз, так и разрушение обессмысленной человеческой деятельности.

Данные проведённого опроса показали, что 47% аптечных работников не ощущают развития своей личности в фармацевтической профессии. 45% опрошенных фарсмпециалистов уже даже хотят сменить работу, а 28% хотят сменить свою должность, что может служить подтверждением правильности выводов гуманистической психологии.

Таким образом, предварительное микроисследование показало наличие проблем, обусловленных внедрением капиталистических отношений в сферу оказания фармацевтической помощи. Эти проблемы требуют дальнейшего описания и изучения, построения моделей устройства этих проблем, предложения и реализации мер по их устранению. Данные работы будут продолжены на следующих этапах исследования.

П.С. Гурьянов, канд. фарм. наук, старший преподаватель кафедры управления и экономики
ГБОУ ВПО Пермская государственная фармацевтическая академия
Журнал «Новая аптека» 2014г. №7

 

 

Оставить комментарий

*