Что год культуры нам готовит | Суть времени — Пермь и Пермский край

Что год культуры нам готовит

Рубрика: Культурный фронт

Наступивший  год объявлен в России годом культуры. Сфера культуры является стратегически важной для страны и требует не только особого внимания, но и поддержки на всех уровнях власти. Поддержка в первую очередь требуется «культурным институциям» (библиотекам, домам культуры, музеям, театрам и др.)  и работникам отрасли, наполняющим эту инфраструктуру жизнью. В этой статье речь пойдет о самых крупных культурных проектах, которые будут реализовываться в Перми и Пермском крае в ближайшее время.

Одной из главных ошибок Пермского культурного проекта,  который реализовывал в Перми с 2008 года Марат Гельман при поддержке Олега Чиркунова, было смещение акцента на событийность. Из каждой новой выставки, концерта, спектакля, форума и фестиваля делалось шумное и масштабное событие, что требовало очень серьезных финансовых вложений. На реализацию этих ситуативных событий тратились миллиарды рублей, но вопросы о том, как они повлияли на развитие краевой культуры и что вообще осталось от этого непрерывного карнавала за бюджетный счет, до сих пор остаются открытыми. Провал «Пермского проекта» показал необходимость в создании, поддержке и развитии культурно-образовательных центров, которые и должны образовать кровеносную систему культурной сферы.

 

ПГХГ в поисках нового дома

Передача здания Спасо-Преображенского кафедрального собора в собственность Пермской епархии РПЦ состоялась в 2011 году. В 2014 году истекает срок аренды этого здания Пермской государственной художественной галерей (ПГХГ).

В начале 2012 года с архитектурным бюро Петера Цумтора был подписан договор на подготовку эскизного проекта нового здания галереи, который должен был быть выполнен к 2013 году. Этот проект активно продвигал Борис Мильграм при поддержке Олега Чиркунова. Губернатор Виктор Басаргин отказался от проекта из-за неудачного расположения, недостаточного количества выставочных и технических площадей, высокой стоимости его реализации (2 млрд. рублей, хотя изначально речь шла о 1,2 млрд. рублей.). Пиар Мильграма и Чиркунова на имени известного швейцарского архитектора стоил Пермскому краю времени и средств, заплаченных за разработку виртуального проекта.

Б. Мильграм, Б. Бернаскони, П. Цумтор, О. Чиркунов

В момент отказа от проекта Цумтора стал обсуждаться вариант переезда Пермской художественной галереи в здание Речного вокзала, в котором с 2008 года находился музей современного искусства (для музея планируется арендовать временное пристанище). Министр культуры края Игорь Гладнев назвал этот проект не переездом, а «строительством нового здания галереи», которое должно обойтись бюджету в 900 млн. рублей.

Исследование состояния здания поручили директору МАУ «Бюро городских проектов» Сергею Шамарину, который заявил о невозможности восстановления Речного вокзала. Он предложил вариант воссоздания памятника архитектуры из новых конструкций. Ситуация с реконструкцией здания осложняется тем, что Речной вокзал является памятником архитектуры, что потребует дополнительных согласований и усилий при реконструкции. Другой серьезной проблемой является опасность затопления, в зоне которого находится здание. Всё это потребует дополнительного времени и финансовых ресурсов. Желание краевой власти как можно быстрее и дешевле обеспечить художественную галерею новым зданием можно понять, срок аренды здания Спасо-Преображенского кафедрального собора заканчивается, а краевой бюджет на ближайшие годы принят с большим дефицитом. Но результаты исследований здания показали, что оно требует капитальной реконструкции и строительства новых дополнительных площадей. Несмотря на все возникшие сложности и противоречия, идея переезда Пермской художественной галереи в здание Речного вокзала так и не получила какой-либо альтернативы. Более того, Сергею Шамарину было предложено разработать эскизный проект реконструкции Речного вокзала.

По новому проекту предполагается поднятие первого этажа здания Речного вокзала (на безопасный при затоплении уровень), надстройка еще одного этажа, использование недостроенного соседнего здания и строительство еще одного здания рядом с Речным вокзалом. Все три здания планируется соединить в единый комплекс, в центре которого будет располагаться реконструированное здание Речного вокзала. Действительно, речь идет о создании совершенно «нового здания» для галереи. Непонятно, зачем строить это «новое здание» в зоне затопления вместо Речного вокзала. Ведь в результате реализации этого проекта от памятника советского конструктивизма почти ничего не останется. И главный вопрос — почему краевые власти не рассматривают вариант строительства нового здания Пермской художественной галереи на новом месте, который множество экспертов считает более перспективным и подходящим в сложившейся непростой ситуации.

 

Экономия и экология

Перенос пермского зоопарка на территорию, большую по размерам (сейчас зоопарк занимает около 2 гектаров), назрел уже давно. В 2009 году был разработан проект нового зоопарка на территории в 37 гектар, расположенной по ул. Братская. В 2012 году краевые власти урезали финансирование проекта до 2,5 – 3 млрд. рублей (изначально на него закладывалось 4,7 млрд. рублей) и сократили территорию его размещения.

В начале 2013 года Виктор Басаргин озвучил новый вариант площадки для переноса зоопарка – участок за ДКЖ в Черняевском лесу. В качестве главных причин, которые привели к пересмотру месторасположения зоопарка, называются недостаток времени и дефицит денег. Первоначальный проект размещения на ул. Братская предполагает создание дополнительной инфраструктуры, что потребует длительных сроков реализации и ощутимых финансовых вложений (около 450 млн. рублей). В конце 2013 года был представлен новый эскизный проект по строительству зоопарка в Черняевском лесу. Для реализации этого проекта в Генеральный план города были внесена поправка по изменению зонирования участка за ДКЖ. Эта поправка была одобрена (в пакете с другими поправками) депутатами городской думы в начале этого года.

У идеи переноса зоопарка в Черняевский лес есть множество противников, которые хотят защитить особо охраняемую природную территорию от любой застройки, ведущей к вырубке части леса.

Эксперты Министерства природных ресурсов и экологии РФ подтвердили опасения защитников природной территории. По мнению Рината Гизатулина, заместителя министра природных ресурсов и экологии РФ,  Черняевский лес является «зеленым щитом», отделяющим жилые районы Перми от Осенцовского промузла, на территории которого сконцентрированы крупнейшие нефте- и газоперерабатывающие предприятия тяжелой промышленности, ТЭЦ, деревообрабатывающий комбинат и железнодорожная станция. Вырубка части лесопарка в процессе строительства зоопарка приведет к разрушению особо охраняемой природной территории, выступающей в качестве минимизатора техногенной нагрузки, и серьезным образом скажется на здоровье граждан.

В гонке за экономичностью игнорируются экологические угрозы (делается вид, что их просто не существует), отбрасывается разработанный в 2009 году проект переноса зоопарка на площадку по ул. Братской, который почти всех устраивал. Стремление пермских властей на всем экономить объяснимо, но эта одержимость экономической логикой может перечеркнуть дальнейшие перспективы развития самого зоопарка, но главное – ведет к негативным изменениям общей экологической ситуации.

 

Театр в Кудымкаре как символ культурной политики

Более десяти лет продолжается строительство нового здания Национального Коми-Пермяцкого драматического театра. Этот затянувшийся процесс сопровождается проверками, судебными разбирательствами и коррупционными скандалами, что сегодня мало кого удивляет. Подобные явления, к сожалению, стали неотъемлемой частью реализации почти любого проекта. Они затягивают строительство объектов и увеличивают их стоимость, что ведет к серьезным временным, финансовым, а главное – моральным издержкам.

15 января здание театра посетил губернатор Пермского края Виктор Басаргин, который открыл по факту еще не завершенный в строительном плане театр. Вторую очередь строительства обещают сдать к лету, но работники театра говорят о том, что процесс окончательной сдачи здания может в очередной раз затянуться.

В своем блоге губернатор объявил об открытии здания «нового современного театра» благодаря проявленной политической воле. В завершении своей записи Виктор Басаргин поднял тему культурных проектов:

На последней пресс-конференции меня вновь спросили о пермском культурном проекте: раньше был проект, а что теперь? На мой взгляд, такие объекты, как открытый сегодня в Кудымкаре театр, — это и есть реальный культурный проект. Он на деле расширяет доступность лучших образцов искусства для жителей Пермского края. Считаю, такие объекты это настоящие драйверы развития культуры и не только в масштабах региона, но и России».

Создание нового культурного центра в Пермском крае, каким должен стать театр в Кудымкаре, намного ближе к «реальному культурному проекту», чем организация мимолетных тусовочных мероприятий в период реализации «Пермского проекта». Но «драйвером развития культуры» он станет только после окончания строительства, которое уже затянулось на десять лет. И сколько оно будет еще продолжаться – неизвестно. А сколько «драйверов» в виде библиотек, клубов, домов культуры было оптимизировано и закрыто за десять лет в Пермском крае? Только за четыре года с 2008 по 2012 гг. в Пермском крае были закрыты 197 библиотек, 77 учреждений культурно-досугового типа, 643 детских оздоровительных лагеря, 2 музея и другие культурные институции. А сколько еще дополнительных проектов можно было реализовать на израсходованные «нецелевым» способом бюджетные средства? Проверка расходования бюджетных средств на строительство театра, проведенная Контрольно-счетной палатой, показала, что общая стоимость работ по отношению к первоначальной сумме увеличилась в два раза и составила 976 млн. рублей.

В контексте такой «арифметики», самый эффективный способ экономии бюджетных средств – это не выбор самых дешевых проектов, а жесткий контроль сроков и смет расходов на их реализацию. Действительно, строительство театра в Кудымкаре можно считать символом современной культурной политики, но подобная политика долгостроев и «распилочных» может привести нашу страну только к катастрофе. В связи с наступившим годом культуры, хочется пожелать представителям власти принимать решения, исходя из логики поддержки и развития культуры, а не экономии на ней.

Никита Федотов

Читайте также:

Пермский проект: вопросы и ответы

Под покровом белых ночей

На пути к постчеловечеству

Атаки на ядро культуры: битва за молодежь

 

 

Оставить комментарий

*