Русская семья и современная семейная политика

Русофобия — это не эмоциональная оценка, а проект, направленный на дальнейшее падение духовного состояния русского народа, уничтожение его исторического самосознания и проблематизации самого русского будущего. Частью этого проекта является атака на семью, ее целостность, самостоятельность и независимость.

Почему мы так утверждаем и что происходит с независимостью семьи в России сегодня? Государственные структуры и связанные с ними общественные организации, начиная с 90х годов, непреклонно и систематично создают т. н. «систему сопровождения семей». Данная система внешне предназначена для «защиты прав детей», при этом создается ситуация, в которой права родителей и семьи не защищаются, а фактически разрушаются. Попирается основное право ребенка — право на кровную, родную семью. Права детей, в том искаженном виде, как их понимают чиновники, а точнее их западные спонсоры, ставятся выше прав родителей и целостности семьи. Права же органов опеки становятся практически неограниченными и неконтролируемыми даже со стороны прокуратуры и суда. В такой системе (называемой часто «ювенальной юстицией») основным инструментом воздействия и «решения» проблем является изъятие детей из семей (об свидетельствуют многочисленные факты, в том числе и в Пермском крае). Изъятие детей ведет к разрушению семей, к разрушению жизни родителей и будущего детей. При этом риск потери ребенка наиболее высок у обычных законопослушных русских семей.

Рассмотрим краткую историю развития семьи как института в Российской империи и в СССР и сравним с тем, что навязывается нам сейчас. Традиционная крестьянская семья в России — это коллектив совместно хозяйствующих людей. Одновременно семейная жизнь скреплялись глубочайшими супружескими и родительскими чувствами. Достаточно распространены взгляды, согласно которым, в крестьянской семье никакой настоящей любви между мужчиной и женщиной не было, что нашло отражение в том числе в нашей классической литературе (в судьбах героинь Некрасова или няни пушкинской Татьяны). Между тем, косвенным свидетельством любви и преданности как морально-психологических ориентиров для традиционной семьи могут служить деревенские песни, которые исполняли и часто сочиняли сами деревенские девушки и парни. Один из сквозных мотивов народной лирической песни – с любовным чувством нельзя шутить. Хотя реальные крестьянские судьбы далеки от простонародных идиллий, мы видим, что любовь была универсальным идеалом и осознавалась как условие семейного счастья.

Традиционная русская православная семья конца ХIХ века.

Для традиционного русского общества характерен взгляд на семью как на непременное условие нормальной жизни. Холостой образ жизни считался отклонением от нормы, странностью. Семья воспринималась как хозяйственная и нравственная основа правильного образа жизни.

Следующей признанной ценностью была преемственность поколений. Об этом свидетельствуют пословицы и поговорки того времени:«семейный горшок всегда кипит; семейная каша погуще кипит; в семье и каша гуще; семьей и горох молотить; семейное согласие всего дороже; как родители наши жили, так и нам жить велели; отцы наши не делали этого и нам не велели; отцы наши этого не знавали и нам не приказали; отца с сыном и сам царь не рассудит; отцовским умом жить деткам, а отцовским добром не жить» (1).

Во главе семьи стоял хозяин — большак. Его положение как главы в нравственном, хозяйственном и даже административном отношении признавали все члены семьи, община и даже государственные власти. Большаком, как правило, становились по праву старшинства. «Большак распределял работы и обязанности в семье, и распоряжения его подлежали неукоснительному исполнению. Существовала выработанная длительной практикой традиция распределения хозяйственных дел в русской семье по полу и возрасту. Работу по дому и другие обязанности имели все, даже дети» (1).

Семья была не только хранителем глубоких традиций и коллективного опыта. Она являлась и «малой церковью» и прививала и хранила основы духовной жизни каждого члена семьи. В семье проводились молебны по случаю праздников, начала или окончания выполнения различных работ. Проводились молебны и с участием всей крестьянской общины. Практиковалось отправление странников от каждой семьи из общины по святым местам. Вся жизнь семьи и общины была проникнута различными совместными духовными практиками.

В основе взаимоотношений между поколениями в традиционных семьях лежало уважение к старшим — к родителям, к дедам и прадедам, к старикам. «В крестьянстве здешнем родители очень чадолюбивы, а дети послушны и почтительны. Не видано еще примеров, чтобы дети оставляли в пренебрежении отца или мать устаревших»,— писали из Тульской губернии на рубеже XVIII—XIX веков. Уважительное отношение к родителям и к старшему поколению в целом прослеживается по источникам по всей территории расселения русских» (1).

В процессе совместной хозяйственной деятельности и нравственного воспитания и нормирования проходило воспитание детей в семье. Детей приобщали к труду, одновременно не забывая об образовании (при отсутствии школы община совместно нанимала учителя детям). В семье детей приобщали к народным промыслам, к фольклору как основной (и весьма сложной) культурной традиции крестьянского общества. Семья играла определяющую роль в становлении человека, в передаче опыта и культурных кодов прошлого будущим поколениям.

Брак в России много веков освещался церковью, брачный союз заключался на всю жизнь. Развод же считался церковью тягчайшим грехом и разрешался в исключительных случаях. В 1913 г. на 98,5 млн православных в России был расторгнут всего лишь 3791 брак. В основном это были разводы в элитарных кругах населения.

Однако, со временем уклад традиционной семьи стал входить в противоречие с общественным развитием. Идеи женского равноправия начали широко обсуждаться в российском обществе начиная со второй половины 19го века. Шли яростные споры и о браке. В обществе шла борьба за предоставление женщинам равных с мужчинами прав на получение высшего образования, работу по избранной профессии, участие в общественной жизни. Российское движение за освобождение женщин было не феминистическим, как на Западе. Русские женщины, воспитанные на великой русской литературе (Тургенев, Чернышевский, Некрасов и др.), шли в народ, боролись за просвещение народа, за его освобождение. И считали, что женская доля изменится вместе с долей народной.

С 1905 года — после Манифеста 17 октября 1905 года, по которому мужчины наделялись избирательными правами, — началась активная борьба женщин за предоставление и им избирательных прав. 19 марта 1917 года российские женщины получили избирательные права (одни из первых в мире). Таким образом, параллельно с существованием патриархальной, освященной церковью семьи в России со второй половины 19го века создавалась база для введения законодательства, освобождающего закрепощенную и обществом, и семьей женщину.

Первые Декреты Советской власти о браке и семье были разработаны при непосредственном участии В. И. Ленина и подписаны им. 18 декабря 1918 г. был издан Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния», а 19 декабря 1917 г. – Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О расторжении брака». Последним предусматривалась полная свобода развода по обоюдному согласию супругов или даже по заявлению (письменному или устному) одного из них.

Данные Декреты, в частности, были предназначены для преодоления недостатков традиционной семьи. Эти недостатки действительно сформировали исторически достаточно бесправную женщину. Уважая досоветский тип российской семьи, признаем, что в пределах этого типа семьи новых проблем решить было нельзя. Что женщины в досоветский период были существенно ущемлены в том, что касается доступа к образованию и получению квалификации. Что они не могли на равных с мужчинами участвовать в политической и даже культурной жизни.

Тем не менее, Советское государство понимало, что здоровая семья является мощным общественно стабилизирующим фактором. В основу советской семейной политики были положены принципы организации здоровой русской семьи. В 1936м году было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении родильных домов, детских садов и яслей…». После принятия постановления число абортов значительно уменьшилось, а число рождений значительно увеличилось. Усложнилась и процедура расторжения брака. Наконец, существенно и то, что Указ не только ужесточал отношение государства к таким явлениям, как аборт и развод, но и предусматривал дополнительные и широкие обязательства государства по защите семьи и детства.

В.Г. Васильев. “Семья командира”, 1938

Великая Отечественная война внесла коррективы в семейную политику СССР. 8 июля 1944 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства…». Указ менял статус семьи и внутрисемейных отношений, придавая правовое значение только зарегистрированным бракам. Только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Дополнительно усложнилась и процедура развода: было введено обязательное судебное разбирательство при разводе, делам о разводе стала придаваться широкая огласка (публичное судопроизводство), за выдачу свидетельства о разводе взыскивалась большая пошлина.

И вновь Указ содержал ряд обязательств государства по отношению к женщине-матери — моральных и материальных стимулов для повышения рождаемости. Сюда входили: выплата государственного пособия при рождении третьего ребенка (причем далее сумма возрастала при рождении каждого следующего ребенка), снижение платы за помещение детей в детские сады и ясли для родителей с низкой зарплатой, увеличение отпуска по беременности и родам. Женщина сложного военного и послевоенного времени получала уверенность, что ее выбор — иметь и воспитывать ребенка — сложный и болезненный для нее лично, тем не менее, поддерживается государством.

Таким образом, мы видим, что семья на всем протяжении истории нашего государства существовала как общность, проникнутая взаимной любовью и совместным организованным трудом, уважением к старшим, высочайшим уровнем самостоятельности, независимости от государства при высоком уровне поддержки семьи государством же. Семья отвечала за передачу моральных, исторических и культурных ценностей детям, за воспитание будущих поколений.

Насаждаемое сегодня неконтролируемое, неуважительное, разрушительное вмешательство государства в семью, диктат со стороны государства и тем более изъятие детей из родной семьи в корне противоречит как исторической практике, так и культурным и моральным принципам русской семьи. И грозит разрушением семьи как института, а значит, и разрушением народа. Этого допустить нельзя. И мы не допустим.

Слава России!

В работе использованы материалы газеты «Суть Времени» и книги М.М Громыко «Мир русской деревни» (1).

Олег Луначев

 

 

Оставить комментарий

*