Победа живого духа

Рубрика:Культурный фронт

Победа в Великой Отечественной войне в предельном выражении – это момент торжества Света («За Свет и Мир мы боремся») над царством Тьмы («Они за царство Тьмы»),  жизни («Ради жизни на земле») над смертью.  Фашистские орды, сметавшие и глотавшие цивилизованные европейские государства и нации (переваривавшие их «культурные матрицы»), столкнулись в СССР с несгибаемым духом советского народа. Эта сила духа в борьбе за правду, справедливость и жизнь на всей земле, закаленная нашими предками в исторических боях, нашла отражение в послевоенных художественных произведениях, на которых росли и воспитывались новые поколения защитников Отечества. Но с годами этот накаленный дух борьбы стал остывать, уходить из произведений новых авторов, замещающих его жаждой потребления, формализмом, иронией. Проиграв в открытой войне, мертвый дух ведет наступление на фронтах войны с историей, культурной войны и войны метафизической.

Одним из лучших фильмов о войне я считаю кинокартину Андрея Тарковского «Иваново детство» (1962). Главный герой фильма, мальчик Иван — ребенок войны, ее порождение, в котором пульсирует ее дух. В его внутреннем мире сталкивается дух яростной борьбы за Свет с надвигающейся разрушительной тьмой. Война стала его жизнью, жизнью в вечной борьбе за светлую мечту на земле, с которой главный герой может слиться только во сне (болезненном и обрывающемся) и за которую отдает свою жизнь. В конце фильма он уходит на “берег мертвых”, откуда может радоваться счастью живущих после Победы людей.

Иван не вернулся с войны, как и миллионы советских воинов, отдавших жизнь за Родину и свой народ. Но они всегда будут рядом с нами, новыми поколениями, за жизни которых проливали кровь и кому завещали борьбу за великие смыслы и священные идеалы. Но их заветы постепенно забывались, а дух борьбы вытеснялся повседневным бытом в мирной жизни.

В фильме Марлена Хуциева «Мне 20 лет» (1965) три главных героя остро чувствуют, как постепенно в обществе начинает забываться подвиг предков, предаются идеалы, ослабевает связь поколений. И когда один из героев начинает тонуть в этой повседневной праздности и бессмысленности, то ему на помощь приходит его погибший на войне отец.

Диалог сына с погибшим отцом символизирует неразрывную связь живых и мертвых,ответственность перед теми, кто отдал все, чтобы История и Жизнь торжествовали. Эта встреча укрепляет дух героя, который вместе со своими друзьями встает на страже памяти предков. Постепенно становилось понятно, что общество приближается к исторической развилке между защитой священных идеалов и их предательством.

Об этом фундаментальном выборе повествует фильм Ларисы Шепитько «Восхождение» (1976). Режиссер раскрывает перед нами мистическое измерение войны как вечного духовного боя. Два главных героя — партизаны, которые попадают в плен к фашистам, где встречаются со следователем, запугивающим и искушающим их на метафизическое падение. В комнате следователя разворачивается мистерия выбора, когда один из героев (Сотников) держится за священные идеалы до последнего, демонстрирует огромную силу духа, жертвует собой и совершает восхождение к бессмертию (обретает образ Христа). Другой герой поддается страху и искушениям, предает сослуживцев, своего товарища и себя. Он становится Иудой, который переступает черту, переходит на сторону врага, помогает казнить Сотникова, совершая метафизическое падение.

Сохранив свое физическое существование, второй герой умирает духовно, обрекая себя на вечные страдания. Этот фильм о вечной войне духа, которая происходит в каждом, всегда и везде.

Такой выбор между падением либо восхождением, но уже в масштабе всего советского общества, предлагалось сделать людям в перестройку. Ценой такого выбора было будущее СССР. Причины и обстоятельства метафизического падения общества и разрушения страны можно увидеть в фильме Карена Шахназарова «Город Зеро» (1988). Главный герой попадает в странный город, где он становится свидетелем и участником абсурдных событий, которые противоречат здравому смыслу, картине мира и моральным установкам героя. Он не может ничего понять, искренне всему удивляется, но позволяет втягивать себя в различные постмодернистские игры. После очередного сыгранного с его участием спектакля главный герой пытается скрыться из этого города, садится в лодку и обреченно плывет по течению.

Сила духа в обществе, необходимая в борьбе за идеалы и принципы, в перестройку была сведенак нулю («Зеро»). Проводимая в перестройку дискредитация священных для общества символов и идеалов нарушила связь поколений, отвергла дух борьбы.

После разрушения СССР фильмы о войне (проблема характерна для всех жанров) утратили накаленность, сложность и смысл. Форма стала пожирать содержание, а идеи фильмов вступать в противоречие со священными идеалами предков. В этом смысле наиболее показательным примером являются фильмы Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2 : Предстояние» (2010) и «Утомленные солнцем – 2: Цитадель» (2011).

Эти фильмы, вобравшие в себя почти все грязные мифы о войне, дискредитируют воинский дух и Победу советского народа, бьют по единству истории России и связи поколений. Они стали символом постсоветского периода беспомощности, пошлости и бессмысленности в кинематографе. Очень символично, что автором этого продукта является талантливый режиссер Никита Михалков, снявший множество прекрасных фильмов. Предательство советским режиссером прославляемых им в прошлом идеалов и принципов привело к созданию антипатриотического кино, отрицающего силу духа и историческое достоинство народа.

Одним из очень редких оборонительных редутов на защите воинского духа стал фильм Александра Котта «Брестская крепость» (2010). Главным героем фильма является мальчик Саша, который вместе со взрослыми героически защищает «Брестскую крепость».

Именно он вынесет переданное ему знамя, сохранив честь воинской части и ее погибших защитников. Эту историю постаревший герой рассказывает своему внуку, как две капли похожему на него в детстве. Разговор дедушки и внука символизирует связь поколений и ответственность молодежи за будущее страны. Для меня подвиги главного героя фильма на войне перекликаются с действиями мальчика Ивана из фильма «Иваново детство». Он словно появляется в образе повзрослевшего героя, чтобы передать Знамя борьбы подрастающим поколениям. В этом фильме я увидел заявку на возвращение силы духа в отечественный кинематограф и достойную попытку возродить подорванную преемственность поколений. Эту тонкую линию возрождения продолжил Карен Шахназаров в фильме «Белый тигр» (2012), в котором силу духа воплощает сгоревший в танке и возродившийся для вечного боя танкист.

После своего возрождения в госпитале он возвращается на фронт, чтобы уничтожить мертвый дух, воплощенный в фашистском танке. Несмотря на Победу СССР над фашистской Германией, продолжается бой, вечный бой живого духа с мертвым духом, который скрылся после войны до поры до времени, чтобы появиться вновь. Но ушедший в вечный бой единственный танкист не может остановить контрнаступление духа смерти, он ждет подкрепления. Единственное, что сейчас может остановить дальнейшее продвижение этой «силы темной» — это наша страна и народ, которые обладают историческим, культурным и метафизическим опытом борьбы в войне с «царством Тьмы». Именно поэтому последние десятилетия идет агрессивная атака на историческое достоинство и «ядро культуры» нашего народа. Необходимо осознать, что война против нашей страны не прекращалась, а меняла стратегии и формы. Пришло время сформировать культурный фронт, который поможет возродить воинский дух нашего народа и вновь победить.

Никита Федотов

 

Оставить комментарий

*