Суть времени - Пермь и Пермский край http://eotperm.ru Движение «Суть времени» Пермь и Пермский край. Политика, общество, история, культура, события. Mon, 10 Aug 2020 19:31:30 +0000 en hourly 1 «Смысл игры» Кургинян о коронавирусе. 11 серия http://eotperm.ru/?p=8838 http://eotperm.ru/?p=8838#comments Mon, 10 Aug 2020 14:40:26 +0000 Igor http://eotperm.ru/?p=8838

Предыдущие серии:

1 серия Коронавирус — его цель, авторы и хозяева
2 серия «Красный рассвет» США и его жертвы
3 серия «Кто это сделал, лорды?»
4 серия Кто ответит за сотни тысяч смертей?
5 серия Форт Детрик и Билл Гейтс
6 серия Андерсон, Фергюсон и всемирная истерия
7 серия Карантин как трансформация общества
8 серия Поправки в Конституцию РФ и новая холодная война — Россия готова?
9 серия Ковид и геополитика: Путин и Трамп — что общего и кто победит?
10 серия Троцкизм и неоконсерватизм в США как творцы нынешнего кризиса

]]>
http://eotperm.ru/?feed=rss2&p=8838 0
«Все для фронта — все для победы!» — главный лозунг заводчан. Интервью http://eotperm.ru/?p=8901 http://eotperm.ru/?p=8901#comments Tue, 04 Aug 2020 18:11:12 +0000 Igor http://eotperm.ru/?p=8901
Таир Салахов. С вахты. 1957

2 июля президент России Владимир Путин присвоил Перми звание «Город трудовой доблести». Почетное звание присваивается российским городам, жители которых внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции, проявив при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность.

Лауреат всероссийского конкурса СМИ «Патриот России», журналист Раиса Маматова поделилась с ИА Красная Весна своими воспоминаниями о поколении пермяков, ковавших Победу.

Яркое воспоминание детства — мы с отцом идем в ярких колоннах авиамоторного завода на праздничной демонстрации. Это были колонны людей, победивших фашистскую Германию. Отец всю войну трудился на заводе, за себя и за тех, кто ушел на фронт.

Также он обучал подростков, приехавших в Пермь из разных городов страны. Они жили в юнгородках недалеко от завода. Ребята работали самоотверженно, не отставая от взрослых. Сам директор завода, генерал А. Г. Солдатов лично проверял быт подростков. Именно после его прихода на завод в 1942 году значительно возрос выпуск авиамоторов для фронта. Были организованы фронтовые бригады, которые в несколько раз перевыполняли производственное задание.

На пермских заводах работали выдающиеся конструкторы, такие как А. Д. Швецов — на авиамоторном заводе им. Сталина, Д. И. Гальперин — на пороховом заводе, выпускавшем боеприпасы для «Катюш», М. Ю. Цирульников — на Мотовилихинском заводе, производившем пушки и гаубицы.

В Молотов (название Перми в годы войны — прим. ИА Красная Весна) шли эшелоны с оборудованием с заводов из западных территорий страны, оккупированных врагом, и в короткий срок оно начинало работать на новых производственных площадках. Высочайший уровень самоотверженного труда — рабочие не уходили из цеха, пока не выполнят производственное задание, а чаще перевыполняли его. «Все для фронта — все для победы!» — главный лозунг заводчан.

Как героев встречали фронтовиков, которые приезжали на предприятия за готовой продукцией, сами посылали делегации на фронт. Единство фронта и тыла — главная составляющая великой победы! И ярким проявлением этого стало создание Уральского добровольческого танкового корпуса! Такого не было в истории войн.

Высочайший патриотизм: на одно место в корпусе претендовали 12 человек! В добровольцы брали коммунистов и комсомольцев. Все боевое оснащение, обмундирование — за счет земляков. На митинге в Перми бойцы-добровольцы дали клятву вернуться с победой.

27 июля 1943 года они приняли боевое крещение на Орловско-Курской дуге. Прошли с победами до Берлина и Праги. Вернувшись домой, многие продолжили работу на пермских заводах. Благодаря этому поколению Пермь удостоилась звания «Город трудовой доблести».

Источник ИА Красная Весна

 

Читайте также:

Краевед рассказал историю утраты трудовой доблести Перми

Труд перестал быть мерилом достоинства — искусствовед

 

 

]]>
http://eotperm.ru/?feed=rss2&p=8901 0
Пермяки потребовали вернуть возраст выхода на пенсию в 55 и 60 лет http://eotperm.ru/?p=8905 http://eotperm.ru/?p=8905#comments Sun, 02 Aug 2020 19:37:25 +0000 Igor http://eotperm.ru/?p=8905
Онлайн-пикеты в Перми

За отмену пенсионной реформы и возвращение прежнего пенсионного возраста для граждан России выступили пермяки и жители Пермского края, 3 августа сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

В связи с сохраняющимися ограничениями на массовые мероприятия из-за пандемии коронавируса, пермяки выступили против «людоедской» пенсионной реформы удаленно. Жители Перми и Пермского края сфотографировались с плакатами, призывающими власти отменить принятую 3 октября 2018 года реформу, увеличившую возраст выхода на пенсию на пять лет, и вернуть социальные завоевания СССР.

По мнению жителей Прикамья, разместивших свои фотографии в интернете, в условиях экономического кризиса с еще большей остротой проглядывает «людоедская» сущность взятого властью курса пенсионной политики. Из-за падения экономики рабочие места в России стремительно сокращаются: люди старшего возраста лишаются не только пенсий, но и заработной платы. При этом молодые семьи лишились возможности воспитывать своих детей с бабушками и дедушками.

По мнению протестующих, на фоне пенсионной реформы заявления властей о повышении демографии в стране звучат крайне абсурдно, а антикризисные меры в период пандемии показали, что аргументы сторонников реформы о дефиците бюджета РФ и необходимости рабочих рук, попросту развалились.

Пермяки призвали вернуть жителям России возраст выхода на пенсию в 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, назвав реформу «позором власти». Люди уверены, что регулярные протесты третьего числа каждого месяца, рано или поздно, смогут поменять политику властей и ситуацию в стране. Иначе отпадение народа от государства ускорится и приведет к пагубным последствиям для страны.

Источник: ИА Красная Весна

 

]]>
http://eotperm.ru/?feed=rss2&p=8905 0
Краевед рассказал историю утраты трудовой доблести Перми http://eotperm.ru/?p=8896 http://eotperm.ru/?p=8896#comments Sat, 25 Jul 2020 18:45:57 +0000 Igor http://eotperm.ru/?p=8896
Федор Разин. Сталь идет (фрагмент). 1961 год.

Указом президента России Владимира Путина 2 июля Перми присвоено звание «Город трудовой доблести». И город действительно заслужил это звание.

До сих пор живы люди, которые во время войны были подростками, детьми, они работали на заводах, выпускавших оборонную продукцию. И они многое могут рассказать о том великом, но очень трудном времени. В архивах сохранилось немало материалов об этом времени.

Во время войны пермские рабочие Мотовилихинского завода создавали оружие, бившее считавшиеся непобедимыми немецкие танки «Тигры» и «Пантеры»: 45-мм противотанковые пушки «Аннушка», тяжелые дальнобойные пушки А-19, а также сопла для «Катюш», снаряды, мины, прокат, поковки и другие изделия.

Война закончилась, прошло время, и теперь оборонные предприятия города частью распроданы и обанкрочены, а частью — влачат жалкое существование, не идущее ни в какое сравнение с мощными промышленными очагами, приближавшими когда-то Победу в Великой Отечественной войне.

О наиболее выдающихся достижениях коллективов предприятий военного времени, которые были награждены орденами, а также о современном состоянии этих предприятий рассказала корреспонденту ИА Красная Весна преподаватель, краевед, экскурсовод Светлана Безматерных.

С 1940 по 1957 год город Пермь носил название Молотов. Во время Великой Отечественной войны трудящиеся промышленных предприятий Молотова обеспечили бесперебойное производство важной военной продукции.

Ведущие предприятия города и области были награждены государственными наградами — одиннадцатью орденами, им вручались переходящие Красные Знамена Государственного комитета обороны.

Одним из старейших заводов Урала считается Мотовилихинский. Еще в 1860-е годы на берегу Камы были выстроены корпуса сталепушечного и чугунопушечного заводов. В 1871 году они получили название «Пермские пушечные заводы». А их предшественником был Мотовилихинский медеплавильный завод, введенный в строй в 1738 году.

Более двухсот лет жители Перми и Мотовилихи трудились на этом государственном предприятии. На заводе сложились трудовые династии, имеющие общий стаж в несколько столетий.

Особенно значителен вклад мотовилихинцев в победу над гитлеровской Германией. В то время завод имел номер 172. На этом предприятии выпустили в военные годы целый ряд пушек нового образца: 45-мм противотанковая пушка («Аннушка») — одна из самых распространенных в годы войны. Ни одна артподготовка не обходилась без применения мотовилихинских тяжелых дальнобойных пушек А-19. Эти пушки были грозным оружием.

Немецкие танки «Тигры» и «Пантеры» считались непобедимыми, но наши мощные САУ-152 с мотовилихинскими пушками уничтожали немецких «зверей». Позднее САУ-152 получила неформальное название «Зверобой».


Колонна советский тяжелых САУ СУ-152 на марше, Карельский перешеек. Июль 1944 года. (фотоархив РККА)

Несмотря на тяжелейшие бытовые условия, голод и холод, мотовилихинцы плавили металл, выпускали отличные артиллерийские системы. Кроме того, завод выпускал сопла для «Катюш», снаряды, мины, прокат, поковки, снабжая ими свыше двухсот заводов Урала и Сибири. К концу войны 557 работников завода отмечены государственными наградами. А предприятие № 172 было награждено тремя орденами. Только за выдающиеся заслуги предприятие могли отметить трижды за такой короткий период — четыре года.

Маршал Советского Союза Г. К. Жуков в 1945 году прислал на завод телеграмму. В ней говорилось: «Ваши грозные пушки и самоходная артиллерия сыграли решающую роль в разгроме гитлеровской Германии и победоносном завершении войны».

В послевоенные годы на заводе выпускалось оборудование для нефтедобывающей промышленности, экскаваторы, гидротурбины и другая продукция, сохранялся и оборонный профиль.

На международной выставке в городе Осака (Япония) в 1958 году США и ФРГ закупили лицензии на производство мотовилихинских турбобуров.

В последующие годы завод еще дважды был награжден государственными наградами. Мотовилихинцы всегда шли в ногу с техническим прогрессом, выпускали продукцию высокого уровня, поэтому заказчиков у завода всегда было достаточно — нефтяники, геологи, гидроэнергетики.

В 1980-е годы темпы роста объемов производства составляли ежегодно 4,7–5,3%, при росте производительности труда 5,1–5,7%. Многотысячный коллектив работников завода уверенно смотрел в будущее.

Что же произошло с крупнейшим государственным предприятием Западного Урала?

В 1993 году Фонд имущества Пермской области проводит чековый аукцион о продаже акций АО «Мотовилихинские заводы». А годом раньше, в 1992 году, распоряжением правительства РФ завод был преобразован в АО «Мотовилихинские заводы». В то время на заводе работало более 20 тысяч человек.

В настоящее время количество персонала составляет 6 тысяч человек. На предприятии несколько раз проводились сокращения. Значительно уменьшились объемы выпускаемой продукции. У предприятия существует большая кредиторская задолженность. Прославленное предприятие «падает» на глазах.

В 2013 году на бывшего акционера завода М. Загидуллова было заведено уголовное дело по факту мошенничества, нанесшего мотовилихинским заводам ущерб на сумму 1,2 млрд рублей. В начале августа 2017 года предприятие вошло в процедуру банкротства. Суд Пермского края ввел в отношении завода процедуру наблюдения.

Вот так выглядит сегодня состояние пятиорденоносного завода, некогда составлявшего гордость нашей страны.

Поговорим еще о предприятиях, выпускавших оборонную продукцию и заслуживших государственные награды в годы Великой Отечественной войны. Именно благодаря труду коллективов этих предприятий в военные годы уже в наши дни Перми было присвоено звание «Город трудовой доблести».

Положение завода им. Дзержинского аналогично Мотовилихинскому. Некогда это предприятие было одним из крупнейших машиностроительных предприятий Прикамья. Завод выпускал и ремонтировал речные суда. В годы войны завод работал на оборону. Взрыватели, которые выпускались здесь, стояли на каждом третьем снаряде, поступающем на фронт. В 1942 году за образцовое выполнение заданий правительства завод был награжден орденом Ленина.

После войны на заводе прошло несколько реконструкций. Предприятие начинает выпускать мотопилы, мотолебедки, насосы для подачи воды, промышленные сепараторы, медицинское оборудование. Эта продукция пользовалась большим спросом.

Но с начала 1990-х годов положение коренным образом меняется не в лучшую сторону: уменьшаются объемы выпускаемой продукции, неоднократно проводится сокращение персонала.

В 2006 году на заводе началась процедура банкротства. Арбитражный суд Пермской области ввел внешнее управление предприятием. Как было установлено, многие активы завода были расхищены. Были возбуждены уголовные дела против некоторых топ-менеджеров. Они получили реальные сроки. С 2006 года на предприятии сменился не один внешний управляющий. Имущество завода распродавалось за минимальные суммы, в результате чего предприятию был нанесен ущерб более 1 млрд рублей. Нередки были случаи задержки зарплаты. Могут ли работники этого предприятия смотреть в будущее с надеждой? Каким оно будет?

До недавнего времени всем пермякам и жителям других регионов была известна продукция Пермского велосипедного завода, позднее — ОАО «Велта». А прародителем велосипедного завода был завод № 260. Этот завод в 1941 году был эвакуирован в наш город из Владимира.

В марте 1942 года завод выпустил первую продукцию для фронта — взрыватели для минометных снарядов, для снарядов к зенитным пушкам, авиационным снарядам. Этот завод являлся единственным в стране производителем взрывателей к бронебойным снарядам наземной артиллерии всех калибров.

За образцовое выполнение заданий Государственного комитета обороны по организации массового производства боеприпасов коллектив завода в 1945 году был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

В послевоенные годы предприятие выпускало велосипеды «Урал», «Кама», «Велта». Их охотно покупали жители различных регионов нашей страны. Объем выпускаемой продукции доходил до 400 тысяч велосипедов в год. Выпускались здесь узлы и детали к автомобилю «Москвич», собиравшемуся в Ижевске. Позднее завод выпускал автомобили «Велта-Автокам». Это было неплохое предприятие, оно давало работу и стабильность.

Но 1990-е годы стали началом конца этого завода. В 1993 году завод приватизировали, в 1994 году один из владельцев завода стал его директором. Именно в период его управления начались невыплаты зарплаты, рост задолженностей. Позднее этого человека обвинили в хищениях. До ликвидации завода началась откровенная борьба за оставшееся имущество предприятия. Борьба грязная и беспринципная. А будущее велосипедостроения никого не интересовало, оно было предрешено. Рабочие устраивали забастовки, чтобы получить хотя бы малую часть заработанного своим трудом. Но собственникам было неинтересно будущее тысяч сотрудников завода. В 2001 году на заводе трудилось 3 400 человек. В 2006 году велосипедный завод, носивший к тому времени название ОАО «Велта», прекратил свое существование.

Не лучшие времена пережили, начиная с 1990-х годов, и другие пермские предприятия — те, которые во время войны 1941–1945 годов выпускали наиважнейшую военную продукцию, где люди трудились из последних сил, помогая фронту. Трудности в той или иной степени коснулись каждого из этих орденоносных предприятий.

Источник ИА Красная Весна

 

]]>
http://eotperm.ru/?feed=rss2&p=8896 0
Труд перестал быть мерилом достоинства — искусствовед http://eotperm.ru/?p=8893 http://eotperm.ru/?p=8893#comments Mon, 20 Jul 2020 18:33:27 +0000 Igor http://eotperm.ru/?p=8893
Памятник «Тыл — фронту» в Магнитогорске

О значении присвоенного городу Пермь звания «Город трудовой доблести», а также о качествах пермяков, проявившихся в годы Великой Отечественной войны, рассказала искусствовед Тамара Дмитриевна Шматенок, 20 июля корреспонденту ИА Красная Весна.

По мнению искусствоведа, пермяки проявили невероятные профессиональные способности при организации работы тыла во время Великой Отечественной войны, примеров которым больше нет в мире. При этом люди, работавшие в те годы в Перми, обладали не только высоким уровнем профессионализма, но и особыми человеческими качествами, позволившими выстоять в трудные времена и приблизить Победу в войне.

«Присуждение Перми звания „Город трудовой доблести“ считаю вполне заслуженным. Это касается и производства, и культуры. Эвакуация 12 крупнейших музейных собраний в Молотов, на расстояние в тысячи километров, в срочном режиме — событие редчайшее, уникальное, представляет единственный опыт в мире. С 75-летнего расстояния можно утверждать, что для этого потребовались не только особые профессиональные навыки, но и совокупность определенных человеческих качеств, таких как огромное терпение и самоотверженность, а также непоколебимая уверенность, что совершаемое ими очень ценно и необходимо для всех: для будущих поколений, для истории. Мысль об исторической значимости происходящего звучит в переписке сотрудников Третьяковской галереи, в воспоминаниях директора филиала Государственного Русского музея в Молотове Петра Казимировича Балтуна. Постепенно этим чувством прониклись сотрудники Молотовской галереи», — рассказала Тамара Шматенок.

Она отметила, что при доминировании потребительских ценностей в сегодняшнем обществе, вряд ли современное молодое поколение сможет ощутить всю полноту пережитого их предками победительного опыта созидания.

«Сегодня нет уважения к труду, человеку труда, не культивируется ответственное отношение к своему делу. Труд перестал быть мерилом достоинства человеческой личности. Только деньги и успешность, достигнутая любым путем. От каких дел и событий сегодня у молодых может возникнуть ощущение, что они работают на историю?» — подчеркнула искусствовед.

Т. Д. Шматенок уточнила, что память о войне и Победе также включает и трудовой подвиг советских людей в тылу во время войны.

«Звание „Город трудовой доблести“ позволяет вспоминать о славных делах наших предков, которыми можно гордиться не только в день Победы», — заключила Шматенок.

Напомним, 2 июля 2020 года президент России Владимир Путин подписал указ о присвоении городам РФ звания «Город трудовой доблести». Почетное звание было присвоено городам: Боровичи, Екатеринбургу, Иваново, Ижевску, Иркутску, Казани, Магнитогорску, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новокузнецку, Новосибирску, Омску, Перми, Самаре, Саратову, Томску, Ульяновску, Уфе, Челябинску, Ярославлю.

В указе президента сказано, что звание присвоено «за значительный вклад жителей городов в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, обеспечение бесперебойного производства военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, проявленные при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность».

 

Источник ИА Красная Весна

]]>
http://eotperm.ru/?feed=rss2&p=8893 0
Заявление пермского отделения движения «Суть времени» о членстве А. Исакова и П. Гурьянова http://eotperm.ru/?p=8887 http://eotperm.ru/?p=8887#comments Mon, 13 Jul 2020 18:18:23 +0000 Igor http://eotperm.ru/?p=8887 С 9 апреля 2020 года Антон Исаков и Павел Гурьянов больше не состоят в организации «Суть времени». С этого момента любая их деятельность никак не связана с деятельностью «Сути времени» и носит частный характер.

Пермское отделение движения «Суть времени»

]]>
http://eotperm.ru/?feed=rss2&p=8887 0
Антисоветизм порой имеет уродливые формы — интервью http://eotperm.ru/?p=8881 http://eotperm.ru/?p=8881#comments Sat, 27 Jun 2020 17:13:37 +0000 Igor http://eotperm.ru/?p=8881
Франсиско де Гойя. Истина, спасённая Временем в присутствии Истории. 1814 г.

В России предпринимаются попытки увековечить память союзников Гитлера. Бороться с этим нужно, в том числе прославляя имена настоящих защитников Родины, считает журналист, лауреат всероссийского конкурса СМИ «Патриот России» Раиса Маматова.

ИА Красная Весна: Как Вы оцениваете решение провести Парад Победы 24 июня?

— 75 лет назад, 24 июня 1945 года в Москве прошел грандиозный Парад Победы. Проведение его 24 июня 2020 года должно стать большим событием для всех стран, которые боролись против гитлеровской Германии и ее союзников.

ИА Красная Весна: Эксперты утверждают, что Россия нетвердо отстаивает правду о войне. По их мнению, после того, как по центральному телевидению звучат призывы увековечивать память пособников нацистов, нечего удивляться, что в Европе сносят памятник советскому маршалу. Что и как в этом отношении необходимо менять?

 — Антисоветизм порой имеет уродливые формы. Были попытки увековечить в Петербурге память Маннергейма — союзника Гитлера, недавно — Краснова. Настоящие патриоты должны пресекать такие попытки. А вот имена настоящих героев, защитников Родины необходимо широко пропагандировать.

11 марта 1943 года в Перми прошел митинг в честь добровольцев Уральского танкового корпуса, где они поклялись вернуться домой только с Победой. Но в сквере до сих пор нет даже информационного стенда об этом историческом событии.

ИА Красная Весна: Ситуация с коронавирусом несопоставима с ситуацией Великой Отечественной войны ни по тяжести, ни по нагрузкам, ни по жертвам. Сравнивая с периодом войны, как проявила себя современная Россия?

— Пандемия показала, что люди разных стран стремятся к социальной справедливости, равенству перед законом, бесплатной качественной медицине, бесплатному качественному образованию. И если ситуация в России с распространением коронавируса лучше, чем в других странах, то это заслуга медиков, сохранивших советские методы борьбы с эпидемиями.

Врачи-ветераны Великой Отечественной войны, с которыми я беседовала, всегда подчеркивали, что в войну эпидемий не было благодаря четкой системе. Нынче были проблемы с защитными масками, спецодеждой для врачей профилактики, заражения в транспорте, магазинах, общественных местах в ранний период эпидемии.

ИА Красная Весна: Какие составляющие Вы предложили бы включить в Парад Победы?

— На Параде 24 июня 2020 года хотелось бы видеть на большом экране главное событие исторического парада 1945-го года — герои войны с презрением бросают к мавзолею Ленина знамена фашистских дивизий. Чтобы помнили.

 

Источник ИА Красная Весна

]]>
http://eotperm.ru/?feed=rss2&p=8881 0
79 лет с начала Великой Отечественной войны. «И откуда вдруг берутся силы…» http://eotperm.ru/?p=8875 http://eotperm.ru/?p=8875#comments Mon, 22 Jun 2020 16:06:12 +0000 Igor http://eotperm.ru/?p=8875

В этот день 79-лет назад началась Великая Отечественная война.

22 июня 1941 года врезалось в память нашего народа как трагический день прихода войны, принесшей смерть и разрушения. Но эти страшные годы также показали стойкость духа советского народа, примеры массового героизма и единство всех народов СССР.

Члены общественного движение «Суть времени» из разных городов прочли стихи о войне, отмечая эту трагическую дату, чтобы напомнить ныне живущим о подвиге тех, кто привел страну к победному маю 1945 года.

]]>
http://eotperm.ru/?feed=rss2&p=8875 0
Память о Победе в обществе потребления становится не нужной — интервью http://eotperm.ru/?p=8870 http://eotperm.ru/?p=8870#comments Wed, 17 Jun 2020 18:48:10 +0000 Igor http://eotperm.ru/?p=8870
Александр Дейнека. Оборона Севастополя. 1942

Многие владельцы музеев преследуют желание быть во всем современными и «актуальными». Зачастую дань моде предполагает разговоры о Великой Отечественной войне в бытовом ключе. Сегодня практически всё, в том числе тема войны и Победы, отдано масскульту и так называемым «либералам».

Государство же подходит к празднованию Дня Победы формально: празднуются, как правило, юбилейные даты — и не более. Нет желания глубоко проникнуть в историю Великой Отечественной войны, что-то передать молодежи, для которой та война рисуется чем-то далеким.

Наше общество погрязло в формализме социальной системы, считает искусствовед, член «Союза художников России», ведущий специалист Пермской государственной художественной галереи Тамара Дмитриевна Шматенок. Об этом она рассказала в интервью ИА Красная Весна.

ИА Красная Весна: В 2020 году исполняется 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Как Вы празднуете День Победы? Насколько значим этот праздник для Вашей семьи?

— В нашей семье для старшего поколения — это святой праздник. Среднее поколение знает, что это за праздник, и ценит. Для внуков — это очень удаленная история, они воспринимают ее скорее головой, чем чувством.

ИА Красная Весна: Не случись в этом году эпидемии коронавируса и последовавшего режима самоизоляции, в России состоялось бы множество праздничных мероприятий 9 Мая. Многие учреждения культуры вышли из положения и проводят регулярные трансляции спектаклей и выставок в интернете. Как Вы думаете, это работает? Это можно сравнить с живым посещением музеев, галерей или театров?

— С живым посещением это сравнивать сложно. Теряется непосредственный эмоциональный контакт с экспонатами, с экскурсоводом, с пространством музейных залов, их особой аурой. Восприятие в такой ситуации становится более поверхностным, рационалистичным, не задевает душевных глубин. Посещение ничем заменить нельзя.

ИА Красная Весна: Какова, на Ваш взгляд, роль современных музеев и выставочных площадок в популяризации и осмыслении темы Победы?

— Роль далеко не достаточна. Сложно продвигать в обществе потребления систему ценностей не потребительских. Подобная работа должна быть системной. Реальность такова, что мероприятия, как правило, разовые, организуются к юбилейным датам.

Большая проблема — в отсутствии регулярной работы музеев с учебными заведениями — школами, колледжами, техникумами. Другая проблема — желание некоторых музейщиков быть во всем современными и «актуальными» и как результат — подача материала по Великой Отечественной войне в обытовлённом ключе, в снижающем контексте, где героика войны и тема Победы слабо прочитывается.

ИА Красная Весна: Каков, на Ваш взгляд, вклад в Победу искусствоведов 1940-х годов?

— Их вклад огромен, но широкой публике он до сих пор малоизвестен. Хотя в последнее десятилетие о музеях в годы войны было написано немало статей и книг, проведены конференции, выпущены сборники.

Нужно отметить, что для довоенных поколений искусствоведов — музей был служением и подлинным мировоззрением.

Нельзя говорить об искусствоведах и музейщиках того времени и умалчивать роль государства. В 1920–1940-е годы открывались новые музеи, развивалась музейная наука, на ней взрастали многие провинциальные музеи.

Это напрямую относится к Пермской галерее. В ее становлении велика заслуга искусствоведа, историка искусства и реставратора, наиболее активного деятеля музейного отдела Наркомпроса Игоря Эммануиловича Грабаря. В 1920-е годы пермские музейщики ездили в Москву за помощью в музейный отдел Наркомпроса, лично познакомились с Грабарем. В 1925 году он приехал в Пермь.

Далее начинается многолетняя переписка директора галереи Николая Николаевича Серебренникова с Игорем Эммануиловичем, помощь которого была всесторонней.

Убедительнее всего о роли Грабаря пишет сам Серебренников. В письме от 4 октября 1943 года, поздравляя Грабаря с избранием в академики, Серебренников пишет:

«Мне особенно приятно искренне приветствовать Вас, потому что с первых лет своей музейной работы, с тех пор как в 1920-х годах, руководствуясь Вашей книгой „Как и для чего сохранять в музеях произведения искусства“, Вашими каталогами Третьяковской галереи и другими работами стал я устраивать в Перми художественный музей. Ваши труды по реставрации и музейному делу, Ваши критические работы по искусству сделали Вас учителем для всего современного поколения работающих в области истории русского искусства».

Пермский живописец-шестидесятник, Народный художник СССР Евгений Николаевич Широков, приехавший в Пермь в 1958 году, на вопрос о его восприятии Серебренникова, ответил:

«Он был окружен аурой большого дела, за ним витала фигура Грабаря».


Аркадий Александрович Пластов, «Фашист пролетел», 1942 год

ИА Красная Весна: Какое место Победа заняла в творчестве советских художников после войны?

— Серьезные работы о войне стали появляться через десятилетие после войны, понадобилось временное расстояние для осмысления. Лучшие произведения были созданы поколением шестидесятников в конце 1950–1970-х годов. У живописцев поколения семидесятников тема войны практически исчезает.

Увековечиванием темы войны и Победы постоянно занимались художники военной студии имени Митрофана Борисовича Грекова и художники-монументалисты. Огромную роль играли и играют Мемориальные ансамбли, которые начали возводить с 1960-х годов. В Пермском крае архитектурно-скульптурные ансамбли, посвященные Победе, массово стали появляться в 1970–1980-е годы.


Гелий Коржев. Проводы. 1967 год

ИА Красная Весна: Творчество каких советских художников военной поры, художников-фронтовиков, Вам ближе всего?

— Выдающимся произведением периода Великой Отечественной войны считаю картину Александра Александровича Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942). Это не просто батальная композиция: ее достоинства выходят далеко за рамки чисто художественных достижений. Это масштабная, единственная в своем роде, обобщенно-монументальная картина, демонстрирующая предельно ясное, без тени недосказанности высказывание художника и гражданина.

Яростный натиск хорошо организованной фашистской армии сталкивается с героическим порывом советских солдат. Открытая и светлая сила советского солдата противопоставляется художником темной и мрачной силе фашистов. Никто из художников ни до, ни после Дейнеки не создал такой силы трагический образ войны и героического подвига советского солдата.

Выдающиеся произведения в жанре плаката создали Кукрыниксы. Меня лично до сих пор глубоко трогают картины Аркадия Александровича Пластова «Фашист пролетел» (1942) и Бориса Михайловича Неменского «Мать» (1945).


Б.Неменский, «Мать», 1945 год

После войны Неменский пишет лирическую картину «Машенька», посвященную военным медсестрам. Мне более всего импонирует вариант этой картины, находящийся в коллекции Пермской государственной художественной галереи. Убеждает подлинностью существования «Портрет генерал-майора И. В. Панфилова» (1942) художника Василия Николаевича Яковлева. Вспоминаются скульптуры В. И. Мухиной «Партизанка» (1942) и Портрет И. Л. Хижняка» (1942), С. Д. Лебедевой «Портрет А. Т. Твардовского» (1943–1950).

ИА Красная Весна: Каков вклад пермских художников и пермских искусствоведов в осмысление Победы и в сохранение произведений искусства во время войны?

— Вклад искусствоведов и музейщиков в сохранении произведений искусства во время войны можно назвать по-своему выдающимся. В помещении Пермской (тогда Молотовской) художественной галереи хранились коллекции Русского музея и Третьяковской галереи. Кроме произведений, были эвакуированы редкие книги научной библиотеки Русского музея, архивные материалы личных фондов художников и так далее. В архиве Третьяковки находились материалы кабинета истории искусства, незавершенные каталоги, рукописи научных сотрудников, библиографические списки.

Московские и ленинградские искусствоведы ехали в эвакуацию в Молотов не спасаться, а спасать. Они привезли высокий профессионализм, иной уровень культуры. В процессе четырехлетней совместной работы происходило взаимодействие местной культуры и столичной, и как следствие, обогащение культуры региона.

Главной задачей музеев было сохранение художественных ценностей. Сотрудница Третьяковской галереи М. М. Колпакчи, находящаяся в эвакуации в Молотове, в 1944 году напишет академику Грабарю: «Вот скоро три года мы храним в довольно тяжелых условиях наш дорогой груз. Пока все у нас благополучно: все вскрытия и тщательные осмотры вещей показывают хорошее их состояние».

Что же касается работы Пермской галереи, то в ее планах все годы войны сохранялись все довоенные направления работы — экспозиционно-выставочная, учетно-хранительская, научно-исследовательская, комплектование. В 1943 появилось новое — реставрация, благодаря эвакуированным реставраторам И. В. Овчинникову и Ф. А. Каликину.

Финансирование сократилось, но деньги ежегодно поступали на все статьи, даже на комплектование. Изменились акценты в работе. Несмотря на то, что галерея была закрыта для посетителей, выставочная работа не прекращалась. Небольшие выставки показывались в фойе оперного и драматического театров, крупные — в залах краеведческого музея, Дворца культуры им. В. И. Ленина, библиотеки им. А. М. Горького.

Директор галереи Серебренников был одновременно председателем правления Пермского (тогда Молотовского) отделения Союза советских художников, директором агитмастерской и художественного фонда. Он занимался вопросами устройства (жилье, работа) эвакуированных художников из Москвы, Ленинграда, Украины, организацией детской базы в Чермозе для детей эвакуированных художников.

Велась огромная просветительская работа на предприятиях, в школах, госпиталях. Были организованы большие художественные выставки «Урал в изобразительном искусстве» (1943), «Урал — кузница оружия» (1944). Крупным событием культурной жизни Молотова стала уникальная выставка «Ленинград в дни блокады» (1943).

Готовилась выставка сотрудниками Русского музея из произведений, созданных художниками в 1941–1942 годах. Ее показали в четырех городах РСФСР — Ленинграде, Москве, Горьком, а 22 июня 1943 года после Москвы выставка открылась в Молотове. На базе выставки была организована большая культурно-просветительская программа. Из коллекций Третьяковской галереи и Русского музея пермякам показали персональные выставки классиков русского искусства М. В. Нестерова (1944) и И. Е. Репина (1944).

Столичные искусствоведы помогали пермским музейщикам в исследовательской работе по изучению коллекции: в определении музейного уровня произведений, в атрибуции, определении датировок, структурировании коллекций по эпохам и школам. С их помощью была ускорена подготовка каталога коллекции Пермской галереи, который вышел в свет в 1944 году.

От взаимодействия хозяев и эвакуированных обогащалась жизнь провинциальных музеев. Эвакуированные московские и ленинградские искусствоведы были уверены, что работают «на историю». По мнению П. К. Балтуна, директора филиала Русского музея в Молотове: «Со временем эта благородная задача объединила творческое содружество гостей и хозяев».

Но не надо и здесь забывать тот факт, что спасение творческой интеллигенции и культурных ценностей в годы войны стало одной из приоритетных задач государства, и для ее осуществления было выделено едва ли меньше ресурсов, чем на перемещение производств.

Государство было озабочено будущим отечественной культуры, вероятно, потому что понимало огромную опасность для страны. В декабре 1943 года Главное управление учреждениями изобразительных искусств Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР организовало в Москве совещание по истории русского искусства и художественной критике, на котором выступали ведущие искусствоведы и критики страны — уже упомянутый Грабарь, Михаил Владимирович Алпатов и другие.

А в 1944 году для написания новой многотомной академической «Истории русского искусства» был создан Институт искусствознания при Академии наук СССР во главе с академиком Игорем Эммануиловичем Грабарем. Нашлись деньги и кадры.

В письме Грабаря Серебренникову, написанном в октябре 1943 года, академик сообщает провинциальному музейщику как единомышленнику, о своей радости в связи с принятием его концепции русского искусства. В основе концепции Грабаря — идея о высокой самобытности русского искусства и силе национального духа русского народа, в корне перерабатывающего все иноземные влияния.

ИА Красная Весна: Искусство зачастую объединяет людей. Подлинное, большое искусство людей возвышает. Нет ли ощущения, что образ Победы отчасти приватизирован сегодня масскультом, который выхолащивает суть этого праздника? Что необходимо сделать, чтобы вернуть празднику Дня Победы его подлинное содержание?

— Да, действительно, сегодня практически всё, в том числе тема войны и Победы, отдано масскульту и так называемым «либералам». Это вообще большая и многогранная проблема для всей культуры России и ее будущего. Наше общество погрязло в формализме социальной системы.

Думается, что необходимы всесторонние изменения в системе образования, нужно изменить отношения «школа — музей», вернуть в школы воспитание и постараться сохранить традиционные методики преподавания, способствующие развитию личности, а не заменять все современными, способствующими формированию клипового мышления.

Что касается собственно темы Победы, возможно, нужны особые центры, в которых дети будут заниматься исследованиями военной тематики в своих регионах. Хорошо, чтобы эти центры не превратились в чей-то бизнес. Еще лучше, чтобы культуру вывели из сферы бизнеса. Правда, возникает новый вопрос — кому сегодня охота взваливать на себя тяготы понимания? Кто захочет или даже просто сможет погрузиться в глубины русской истории?

 

Источник ИА Красная Весна

 

]]>
http://eotperm.ru/?feed=rss2&p=8870 0
Активист РВС: в Пермском крае давно уже налажена система разрушения семей http://eotperm.ru/?p=8862 http://eotperm.ru/?p=8862#comments Tue, 16 Jun 2020 15:04:31 +0000 Igor http://eotperm.ru/?p=8862
Пикет РВС “Нет ювенальному террору”. Чернушка, 18 августа 2018 г.
ИА Красная весна

Ювенальной системой по разрушению семей назвал деятельность органов опеки и других субъектов профилактики в Пермском крае заместитель председателя пермского отделения общественной организации «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС) Сергей Вилисов, 15 июня сообщает корреспондент ИА Красная Весна

5 июня на федеральном телеканале RТД, входящем в международную сеть Russia Today, вышел документальный фильм «Война за семью», в котором рассказывается про внедрение в России системы ювенальной юстиции. Журналисты приводят в качестве примеров истории реальных людей, столкнувшихся с преследованием со стороны социальных служб, отобранием детей из их семей.

Значительное количество ювенальных случаев, показанных в фильме, приходится на Пермский край. Активист пермского отделения РВС Сергей Вилисов, занимающийся помощью пострадавшим семьям, рассказал о сложившейся в регионе ситуации.

«Мы с 2013 года занимаемся правозащитной деятельностью в этом направлении. Могу сказать, что все становится только хуже. В законе Пермского крае о профилактике детского и семейного неблагополучия говорится, что одна из основных задач — сохранение ребенка в кровной семье, однако социальные службы очень часто делают совсем наоборот. У нас давно уже налажена работа ювенальной системы по разрушению семей.

Мы сталкиваемся со случаями когда, вместо того, чтобы помочь семье, органы опеки изымают детей, а родителей выставляют настоящими демонами, хотя это вполне нормальные семьи», — рассказал Вилисов.

Активист РВС отметил, что особенно остро обстоит ситуация в городе Чернушка Пермского края.


Пикет РВС “Нет ювенальному террору”. Чернушка, 18 августа 2018 г.
ИА Красная весна

«Чего стоит только одна опека Чернушки. Из четырех случаев, описанных в фильме RТД, три приходятся именно на Чернушку. В 2018-м мы почти год судились с местной опекой, чтобы вернуть детей в родную семью, где родителей ограничили в правах. Да, семья имела небольшие проблемы, но можно было обойтись и без ограничения в правах, надо было просто работать с семьей.

Даже если считать, что ограничение было обоснованным, то это ведь временная мера. Родители за это время все поняли, исправили ситуацию, но чиновники опеки, вместо того, чтобы вернуть детей, всячески препятствовали воссоединению семьи: постоянные отказы под различными предлогами родителям и бабушке с дедушкой во встречах с детьми, бессмысленные требования новых медицинских справок перед каждой встречей, предоставление в суд актов осмотра жилищно-бытовых условий семьи, в которых указана не соответствующая действительности информация и т. д.

В конце концов, они через временного опекуна подали иск о лишении родительских прав, но мы выиграли дело и дети вернулись домой. Спасибо прокурору Чернушинского района за деятельное участие в процессе, вот бы он во всех случаях так разбирался.

Что касается опекунов, то родным бабушке и дедушке в опеке отказали. Детей передали посторонним людям, которые воспитывали их за вознаграждение, а с родителей в это время требовали многотысячные алименты», — рассказал об одном из ювенальных случаев Сергей Вилисов.

Также он назвал имена конкретных чиновников, виновных, по его мнению, в сложившейся в Чернушке ситуации.

«Весь этот ювенальный беспредел в Чернушке творят начальник территориального управления минсоцразвития Ирина Зудова и специалист опеки Наталья Валькова. Мы писали на них жалобы в министерство, но эти люди до сих пор работают и чувствуют себя комфортно в своих креслах. Хотя от нашего министерства ожидать другого и не приходится», — подчеркнул Вилисов.

 

Источник ИА Красная Весна

 

]]>
http://eotperm.ru/?feed=rss2&p=8862 0